Hist-of-rus.ru

Строй журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Восстановление откосов земляного полотна

Восстановление откосов земляного полотна

4 Описание и классификация деформаций основной площадки

4.1 К деформациям основной площадки относят развитие балластных углублений , связанное с недостаточной прочностью слагающих ее недренирующих грунтов, что вызывает проникновение мелких частиц грунта в балласт и его интенсивное загрязнение, а также проявление морозного пучения при промерзании и весенних просадок при оттаивании.

———————————
Балластные углубления, на которых не происходит их развития, сопровождаемого расстройствами рельсовой колеи, следует классифицировать как дефекты земляного полотна.

4.2 Балластные углубления в соответствии с Инструкцией ЦП-544 подразделяются на:
— балластные корыта;
— балластные ложа;
— балластные мешки;
— балластные гнезда.
Балластные корыта — отдельно расположенные под шпалами углубления в глинистых грунтах, слагающих основную площадку, заполненные балластными материалами (рисунок 4.1). Углубления могут быть односторонними (под одной рельсовой нитью) и двухсторонними (под обеими нитями) и достигают глубины 5-30 см.

См. рисунок 4.1 — Балластные корыта

Балластное ложе — общее (под несколькими шпалами) углубление в глинистых грунтах, слагающих основную площадку. Вытянутое вдоль пути балластное ложе, иногда имеющее продольный уклон, заполнено балластными материалами (рисунок 4.2). Достигает глубины 40-50 см и чаще возникает на насыпях и нулевых местах.

См. рисунок 4.2 — Балластное ложе

Балластный мешок — изолированное значительное углубление в глинистых грунтах, слагающих основную площадку и тело земляного полотна, заполненное песчаными, в том числе балластными материалами (рисунок 4.3).

См. рисунок 4.3 — Балластный мешок

Балластные гнезда — балластные мешки и ложа, имеющие один или несколько отростков — карманов, заполненных балластными материалами (рисунок 4.4).

См. рисунок 4.4 — Балластные гнезда

4.3 Опознавательные признаки балластных углублений, причины их возникновения и эксплуатационные наблюдения за ними в соответствии с Инструкцией ЦП-544 представлены в таблице 4.1

Таблица 4.1 — Характеристика балластных углублений

— просадки пути,
толчки, перекосы;
— разжижения и
выплески балласта;
— трещины на
поверхности
балластного слоя

— просадки пути,
толчки, перекосы;
— разжижения и
выплески балласта;
— трещины на
поверхности
балластного слоя;
— трещины на
откосах и обочинах;
— выпирание
грунтов в
междупутье и
кюветы

— частое возник-
новение коротких
просадок на
одном и том же
коротком участке
(зимой пучинная
впадина, весной
выплески и
разжижения;
— трещины на
откосах и на
водоотводах;
— разная
растительность на
участке мешка и
прилегающих
участках

— просадки пути,
толчки, перекосы;
— разжижения и
выплески балласта;
— трещины на
поверхности
балластного слоя;
— трещины на
откосах и
обочинах;
— выпирание
грунтов в
междупутье и
кюветы;
— образование на
откосах потеков
грунта, смешанного
с песком;
— выпучивание
откосов насыпей

— понижение
несущей
способности
грунтов
вследствие их
переувлажнения
при
неудовлетво-
рительном
состояния
балластного слоя,
земляного полотна
и водоотводных
сооружений;
— наличие слабых
или недостаточно
уплотненных
грунтов в зоне
основной
площадки;
— наличие пучин
и весенних
пучинных просадок

— понижение
несущей
способности
грунтов
вследствие их
переувлажнения
при
неудовлетво-
рительном
состояния
балластного слоя,
земляного
полотна и
водоотводных
сооружений;
— наличие слабых
или недостаточно
уплотненных
грунтов в зоне
основной площадки;
— наличие пучин и
весенних
пучинных просадок;
— недостаточная
толщина
балластного слоя;
— применение
непригодных
грунтов,
неправильное
расположение
грунтовых слоев
при возведении
насыпи или
оставление слабых
грунтов под
балластной
призмой в
выемках и на
нулевых местах

-неправильное
расположение
разнородных
грунтов при
сооружении
земляного полотна
или устранении
возникавших
повреждений или
разрушений;
— нарушение
технических
требований
проектов
при заполнении
траншей и
котлованов при
прокладке
трубопроводов,
линий связи,
водопропускных
сооружений
в теле земляного
полотна;
— многократные
исправления
коротких просадок
пути посредством
подъемок на
балласт при
устранении
деформаций на
слабых
основаниях,
интенсивного
пучения и
весенних
пучинных
просадок

— неправильное
расположение
грунтов
различной
водопроницаемости
при
строительстве;
— укладка
глинистых грунтов
поверх песчаных;
— оставление
непереустроенных
канав,
заполненных
балластом
при развитии
станций, уширении
междупутий,
укладке стрелочных
съездов;
— неправильное
восстановление
земляного
полотна после
разрушений с
использованием
непригодных
грунтов;
— неудовлетвори-
тельное текущее
содержание пути
в течение
длительного
времени
на участках с
пучинами,
весенними
пучинными
просадками,
сезонными
разжижениями
грунтов

— определение
участка с
балластными
корытами;
— надзор за
состоянием в
периоды
возникновения
просадок,
перекосов (весна,
осень, при
ливнях);
— определение
надежности
выполненных
неотложных мер;
— регулярные
замеры пути по
шаблону, уровню,
наличию толчков
при проходе
поезда

— тщательный
осмотр неустойчи-
вых участков
в периоды
оттаивания
грунта,
выпадении
ливней,
прохождении
паводков с
определением
места
расположения
неустойчивого
участка;
— периодический
осмотр противо-
деформационных
и водоотводных
сооружений;
— проведение
замеров уровней
воды в
дренажных
колодцах в
периоды дождей,
пропуска
весенних и
ливневых вод

— определение
границы
неустойчивых
участков
земляного
полотна;
— осмотр противо-
деформационных
и водоотводных
сооружений;
— выявление
характерных
неисправностей
верхнего
строения пути и
приуроченность
их к
определенным
сезонам года

— определение
границ
неустойчивого
участка;
— тщательный
осмотр состояния
земляного
полотна, противо-
деформационных и
водоотводных
сооружений

Характерные типы
земляного
полотна

недавно
построенное
земляное
полотно из
недренирующих
грунтов.

длительно
эксплуатируемое
земляное
полотно из
недренирующих
грунтов.

насыпи из
недренирующих
грунтов, чаще
всего в зоне
водопропускных
труб.

насыпи из
недренирующих
грунтов

Восстановление откосов земляного полотна

Об утверждении Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2020 г. № 1737
МОСКВА
Об утверждении Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения

В соответствии со статьями 17 и 18 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 26 октября 2020 г. № 1737

ПРАВИЛАремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения

1. Настоящие Правила определяют порядок ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее — автомобильные дороги), включающего в себя организацию и проведение работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог (далее — работы по ремонту автомобильных дорог), а также порядок содержания автомобильных дорог, включающего в себя организацию и проведение работ (оказание услуг) по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог, оценке их технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (далее — работы по содержанию автомобильных дорог).

2. Организация работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении подведомственных Федеральному дорожному агентству федеральных казенных учреждений, осуществляется указанными учреждениями, а в отношении автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании «Российские автомобильные дороги», — Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» (далее — учреждения).

Читать еще:  Уклон откосов земляного полотна

3. Организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог включают в себя следующие мероприятия:

а) оценка технического состояния автомобильных дорог;

б) разработка проектов выполнения работ по ремонту автомобильных дорог (далее — проекты по ремонту) или сметных расчетов стоимости работ по ремонту автомобильных дорог на основании дефектных ведомостей (далее — сметные расчеты по ремонту);

в) проведение работ по ремонту автомобильных дорог;

г) приемка работ по ремонту автомобильных дорог.

4. Организация и проведение работ по содержанию автомобильных дорог включают в себя следующие мероприятия:

а) разработка проектов содержания автомобильных дорог (далее — проекты по содержанию) или сметных расчетов стоимости работ (оказания услуг) по содержанию автомобильных дорог (далее — сметные расчеты по содержанию), в том числе для устройства слоев износа, защитных слоев и поверхностных обработок дорожных покрытий на основании дефектных ведомостей;

б) проведение работ по содержанию автомобильных дорог;

в) приемка работ по содержанию автомобильных дорог.

5. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации.

6. По результатам оценки технического состояния автомобильных дорог и в соответствии с проектами организации дорожного движения, а также с учетом анализа аварийности учреждения осуществляют формирование программы дорожных работ.

7. В соответствии с программой дорожных работ учреждения осуществляют разработку сметных расчетов по ремонту (сметных расчетов по содержанию) и (или) проектов по ремонту (проектов по содержанию).

Сметные расчеты по ремонту (сметные расчеты по содержанию) и (или) проекты по ремонту (проекты по содержанию) разрабатываются с учетом установленной Министерством транспорта Российской Федерации классификации работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог, а также устанавливаемых документами по стандартизации их периодичности и межремонтных сроков проведения дорожных работ.

8. В случае если предусмотренный на содержание автомобильных дорог размер средств федерального бюджета на очередной финансовый год и последующие периоды ниже потребности, определенной в соответствии с нормативами финансовых затрат на содержание автомобильных дорог, утвержденными Правительством Российской Федерации, учреждениями разрабатываются сметные расчеты по содержанию или проекты по содержанию, в которых определяются виды и периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог.

9. При разработке сметных расчетов по содержанию должны учитываться следующие приоритеты:

а) проведение работ, влияющих на безопасность дорожного движения, в том числе уборка снега и борьба с зимней скользкостью, восстановление и замена технических средств организации дорожного движения, уборка посторонних предметов с проезжей части, ликвидация деформаций и повреждений дорожного покрытия;

б) проведение работ, влияющих на срок службы элементов автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений, в том числе восстановление обочин, откосов земляного полотна, элементов водоотвода, приведение полосы отвода автомобильной дороги в нормативное состояние.

10. Утвержденные учреждениями сметные расчеты по ремонту (сметные расчеты по содержанию) и (или) проекты по ремонту (проекты по содержанию) являются основанием для формирования ежегодных программ (объемов) проведения работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог и могут быть использованы при формировании обоснований на заключение долгосрочных государственных контрактов или контрактов жизненного цикла. Указанные программы (объемы) дорожных работ утверждаются Федеральным дорожным агентством, а в отношении автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании «Российские автомобильные дороги», — Государственной компанией «Российские автомобильные дороги». В соответствии с такими программами (объемами) проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог осуществляется с привлечением подрядных организаций.

11. При организации и проведении работ по ремонту автомобильных дорог:

а) участок автомобильной дороги, подлежащий ремонту, передается по акту приема-передачи соответствующей подрядной организации;

б) выполняются работы по содержанию участков автомобильных дорог или их отдельных элементов, находящихся в стадии ремонта, а также участков временных дорог, подъездов, съездов, объездов, используемых для организации движения транспортных средств в местах проведения работ;

в) организуется движение транспортных средств в местах проведения работ по ремонту автомобильных дорог в соответствии с проектами организации дорожного движения, утвержденными учреждениями.

12. При организации и проведении работ по содержанию автомобильных дорог:

а) выполнение работ по содержанию автомобильных дорог осуществляется в соответствии с проектами по содержанию согласно подпункту «б» пункта 4 настоящих Правил и в соответствии с проектом организации дорожного движения;

б) в приоритетном порядке выполняются работы, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения;

в) при возникновении на автомобильной дороге препятствий для движения транспортных средств в результате обстоятельств непреодолимой силы подрядной организацией обеспечивается принятие незамедлительных мер по организации дорожного движения или временному ограничению либо прекращению движения транспортных средств.

13. Приемка результатов выполненных подрядными организациями работ по ремонту автомобильных дорог и (или) работ по содержанию автомобильных дорог осуществляется учреждениями в соответствии с условиями заключенного контракта на их выполнение.

Ремонт земляного полотна и системы водоотвода

По особенностям технологии выполнения работы по капитальному ремонту и ремонту земляного полотна и системы водоотвода можно разделить на две группы:

-работы, технология выполнения которых не отличается от технологии возведения земляного полотна при строительстве новых дорог;

-работы, технология выполнения которых отличается от технологии работ при строительстве дорог.

К первой группе относятся предусмотренные в составе капитального ремонта работы по поднятию земляного полотна на подтопляемых и снегозаносимых участках, по устройству земляного полотна и водоотвода на площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, при строительстве подъездных дорог и объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, а также работы по устройству новых дренажей, системы водоотвода, осушительных канав, берегозащитных и противоэрозионных сооружений и ряд других работ. К этой же группе можно отнести предусмотренные в составе ремонта работы по восстановлению размытых и разрушенных участков дорог, поднятию небольших по протяженности участков земляного полотна на сырых или снегозаносимых местах, срезку откосов выемок, устройство аккумуляционных полок в выемках и ряд других работ.

Ко второй группе относятся предусмотренные в составе капитального ремонта работы по исправлению параметров земляного полотна на участках смягчения продольного профиля, обеспечению видимости в продольном профиле и плане и ряд других работ. К этой же группе можно отнести предусмотренные в составе ремонта работы по восстановлению земляного полотна на участках пучинообразования, укрепительные и другие работы, обеспечивающие устойчивость существующего земляного полотна, работы по сплошной прочистке водоотводных канав, укреплению стенок и дна канав на участках, подверженных размыву, и ряд других работ.

19) Укрепление обочин и откосов земляного полотна. Неукреплённые или укреплённые несвязным материалом обочины, имеющие колеи, просадки, буфы выдавленного грунта в результате наезда автомобилей на переувлажнённый грунт планируют с приданием им поперечного уклона 40-60 ‰. При необходимости производят подсыпку щебня с его последующим планированием и уплотнением. Прибровочную полосу укрепляют травосеянием. На участках дорог, где обочины имеют большие деформации и разрушения, в регионах со значительными атмосферными осадками, особенно на дорогах с высокой интенсивностью движения их укрепление выполняют, как правило, связными материалами (асфальтобетон, цементобетон, чёрный щебень, битумогрунт и т.д.). Конструкция укрепления должна соответствовать действующим нагрузкам без образования на ней недопустимых деформаций, иметь коэффициент сцепления и ровность согласно ГОСТу и приниматься согласно требованиям действующих нормативных документов. Применение в конструкциях геосинтетических материалов диктуется необходимостью гидроизоляции, дополнительного дренирования или сокращения расхода дорожно-строительных материалов (повышения прочности конструкции).

Читать еще:  Устройство откосов дорожного полотна

Если остро стоит задача усиления дорожной конструкции, следует в слоях укрепления (или под ними) на контакте с дренирующим слоем укладывать материалы армирующего типа, в том числе геосетку, геовеб и др. В условиях необходимости улучшения дренирования земляного полотна при укреплении обочин применяется прослойка из нетканого геосинтетического материала.

Укрепление травой используется для защиты неподтопляемых или кратковременно подтопляемых откосов от водной и ветровой эрозии, для ликвидации и предотвращения сплывов, оплывин и других нарушений местной устойчивости в районах с благоприятными условиями для прорастания трав и развития корневой системы. Травосеяние может использоваться и в комплексе с другими методами укрепления, например, решётчатыми конструкциями, геовебами. более капитальное укрепление — специальные покрытия различного исполнения. К ним относятся решётчатые конструкции из бетонных элементов с заполнением ячеек щебнем, камнем, обработанным вяжущим грунтом. В ином исполнении — это пластмассовые пространственные георешётки (геовебы) с высотой ребра 15-20 см и различным заполнением ячеек, устраиваемые для защиты от вымывания грунта и фильтрации грунтовых (поверхностных) вод на подстилке из нетканого материала.

20) Организация дор. движения при ремонтных работах:

В обязательном порядке организация должна обеспечить безопасное условия на рем. участке и подходах к нему для транзитного транспорта, легкового и пешеходов.

1)Дор.знаки 2)Ограждения 3)Разметка 4)Направляющие устройства (столбики) 5)Световая сигнализация (проблесковые маячки).

Схемы ОДД в обязательном порядке утверждается руководителем организации и согласовываются с органами ГИБДД.

Требования при составлении схем ОДД:

1.Предупреждение водителей и пешеходов об опасности вызванной ремонтом, а также характер этой опасности.

2.Обозначение направления объезда препятствия.

3.Создание безопасного режима движения для транспорта и пешеходных потоков.

Разновидности схем ОДД:

1.Пропуск транзитного транспортата половине ПЧ.

2.Перевод транзитного транспорта на близлежащие дороги и улицы.

3.При невозможности перевоза движения участок закрывают на оговариваемое время в течении одних суток.

21) Ремонт покр. из щебня и гравия, неукр. вяж. мат-ми:

При ремонте гравийных и щебёночных покрытий, не обработанных вяжущим, производят профилировку, устраняют выбоины, колеи и просадки. Ремонтную профилировку покрытия выполняют автогрейдерами при оптимальной влажности, соответствующей такому состоянию гравийного или щебёночного материала, при котором он хорошо срезается, перемешивается и уплотняется.

При устранении выбоин и просадок подлежащее ремонту место очищают от пыли и грязи, вскирковывают и вскиркованный материал удаляют; выбоину заполняют материалом, по составу близким к материалу верхнего слоя покрытия на 1-2 см выше уровня покрытия.

Замена дорожного покрытия – ремонт или реконструкция?

Автор: Баянова Л. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта или модернизации (реконструкции, технического перевооружения).

Для целей исчисления налога на прибыль затраты на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, относятся к прочим расходам и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Это следует из ст. 260 НК РФ.

Расходы налогоплательщика, связанные с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением, определение которых дано в п. 2 ст. 257 НК РФ, к расходам текущего периода не относятся, а увеличивают первоначальную стоимость основного средства. Соответственно, в данных случаях затраты на восстановление ОС будут списаны не единовременно, а включаться в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль через амортизационные отчисления.

Поэтому так важно правильно разграничивать понятия ремонта и реконструкции (модернизации), чтобы не учесть в текущих расходах затраты, относящиеся к капитальным, и тем самым необоснованно завысить облагаемую базу по налогу на прибыль.

В консультации «Ремонт и модернизация. О различиях в налоговом учете» мы уже разбирали вопросы о различиях капвложений и капремонта». Обычно речь шла об объектах недвижимости или автотранспорта.

В данном материале хотим предложить вашему вниманию на примере из арбитражной практики (см. Постановление АС СКО от 22.01.2018 по делу № А53-23697/2016) рассмотреть, как правильно квалифицировать «ремонтные» затраты в отношении автодороги, какими нормативными документами следует при этом руководствоваться.

Претензии налоговиков

Суть дела, которое рассматривалось в вышеупомянутом постановлении, заключается в следующем. Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ООО «П.» декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 года, в которой среди прочих отражены расходы на ремонт площадки, используемой под погрузо-разгрузочные работы, в размере 28,2 млн руб.

ИФНС посчитала, что общество необоснованно включило в состав расходов эту сумму, так как, по ее мнению, в отношении площадки проведена реконструкция, стоимость которой не должна учитываться единовременно, а должна увеличить первоначальную стоимость основного средства.

При этом налоговики сослались на следующие правовые нормы.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ затраты на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также затраты на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

В соответствии с п. 5 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

К сведению: к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В силу п. 14.2 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

К сведению: отнесению к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, подлежат лишь затраты на ремонтные работы. Затраты на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование учитываются в стоимости основных средств.

Итак, налоговая инспекция доначислила обществу налог на прибыль, посчитав, что работы, связанные с площадками, носили характер реконструкции.

Общество с указанным выводом инспекции не согласилось, полагая, что им проведена не реконструкция, а капитальный ремонт, поэтому в предмет доказывания по делу входило выяснение вопроса о том, являются ли работы на площадках реконструкцией или капитальным ремонтом.

В обоснование своих доводов о капитальном ремонте площадок общество представило:

акты общего осмотра площадки для хранения грузов;

дефектные ведомости, которыми установлены дефекты площадок;

приказы о проведении ремонтных работ по асфальтированию площадок;

проект на капитальный ремонт площадок.

Общество (заказчик) заключило с подрядчиком договор подряда, по условиям которого последний обязуется выполнить по заданию заказчика с использованием своих материалов, а заказчик принять и оплатить работы по устройству асфальтобетонного покрытия площадок согласно утвержденным локальным сметам.

Читать еще:  Полимерпесчаная георешетка для откосов

В предмет указанного договора входили следующие работы: разборка, перевозка, уплотнение грунта; устройство основания из щебня; устройство трехслойного асфальтобетонного покрытия.

Представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ и затрат подтверждено выполнение подрядчиком работ по названному договору в полном объеме.

До начала производства работ по договору собственными силами и средствами общество произвело демонтаж всех имеющихся дорожных плит, а после проведения подрядчиком работ по разборке и уплотнению грунта данные плиты силами общества уложены в основание площадок. При этом до начала работ площадки имели дорожное покрытие из бетонных плит, после проведения работ – асфальтобетонное покрытие.

Инспекция в обоснование доводов о том, что данные работы относятся к реконструкции, ссылалась на представленные обществом документы, а также на заключение экспертов, в котором сделан такой вывод: существовавшая на площадках одежда с покрытием из сборных железобетонных плит покрытия являлась жесткой одеждой и относилась к Iв и IIв категории дороги – дорожная одежда с покрытием из сборных плит дорожного покрытия. После выполнения комплекса работ по устройству асфальтобетонного покрытия изменены технические параметры дорожной одежды площадок и изменена категория внутриплощадочных дорог – на III в.

В связи с этим экспертами, а впоследствии и инспекцией сделан вывод о том, что в результате комплекса проведенных работ осуществлено изменение параметров дороги, ведущее к изменению ее категории, что является реконструкцией автомобильной дороги.

Доводы арбитров

Признавая обозначенный вывод инспекции неверным, суды указали следующее.

Реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Аналогичные нормы содержатся в СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266 (далее – СП 34.13330.2012).

К сведению: реконструкция автомобильной дороги – совокупность работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 3.28 СП 34.13330.2012).

Реконструкция включает: спрямление отдельных участков, смягчение продольных склонов, устройство обходов населенных пунктов, уширение земляного полотна и проезжей части, усиление конструкций дорожных одежд, уширение или замену мостовых и инженерных сооружений, переустройство пересечения и примыканий и т. д.

Что примечательно, данными определениями реконструкции руководствовался и эксперт при даче заключения.

Судьи установили, что в результате проведенных работ не изменены параметры площадок, тогда как для отнесения данных работ к реконструкции необходимо установить изменение класса и (или) категории автомобильной дороги либо усиление конструкции дорожной одежды.

Как следует из п. 4.3 СП 34.13330.2012, автомобильные дороги в зависимости от условий проезда (интенсивности движения) и доступа к ним транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные дороги и обычные дороги.

Так, к обычным дорогам категории Iв относятся дороги с интенсивностью движения свыше 14 000 единиц в сутки, категории IIв – свыше 6 000 единиц в сутки, категории IIIв – свыше 2 000 до 6 000 единиц в сутки.

К сведению: для отнесения дороги к той или иной категории имеет значение такой показатель, как интенсивность движения, а не жесткость дорожного покрытия. Интенсивность движения определяется на основе данных экономических изысканий, а не тем, какая интенсивность движения является возможно допустимой для определенной жесткости дорожного покрытия.

Учитывая указанные нормы права и фактические обстоятельства дела, судебные инстанции пришли к выводу о том, что изменение категории или класса автомобильной дороги в данном случае не произошло, поскольку материалами дела констатировано только изменение жесткости покрытия автомобильной дороги, а не изменение интенсивности ее движения, условий движения или доступа транспортных средств. При этом суды учли, что после выполнения комплекса работ по устройству асфальтобетонного покрытия изменены технические параметры дорожной одежды площадки: вместо верхнего слоя, состоящего из бетонных плит, данный слой стал состоять из асфальтобетонной смеси, то есть дорожная одежда стала более мягкой (указанное следует из заключения эксперта).

Между тем реконструкцией являются работы, в результате которых произошло усиление конструкции дорожной одежды, а не замена дорожной одежды, то есть изменились постоянные (ширина проезжей части и земляного полотна, радиусы и продольные уклоны и т. д.), а не переменные (ровность, прочность, сцепные качества и т. д.) параметры дороги.

В результате проведенных работ не увеличилась пропускная способность площадок, не изменились параметры площадок.

Все допрошенные в качестве свидетелей работники общества подтвердили, что проведение работ на площадках обусловлено неудовлетворительным состоянием поверхности площадок (просадкой бетонных плит, наличием ям, выбоин, провалов, нарушением уклонов стоков воды). В результате произведенных работ улучшились качественные и технические характеристики площадок.

Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о намерении общества осуществить именно капитальный ремонт площадок и о фактическом осуществлении именно капитального ремонта данных объектов.

Согласно заключению эксперта проведенные работы в рамках договора подряда связаны с заменой и восстановлением конструктивных элементов дорожной одежды исследуемых площадок – без изменения транспортно-эксплуатационных показателей (скоростного режима, схемы организации движения, их классификации, назначения, объема перевозок), без перевода дорог в целом либо их отдельных участков в более высокую категорию, без изменения площади (без уширения) земляного полотна и проезжей части – и относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог (линейных объектов).

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование общества, признав недействительным решение инспекции в оспариваемой части.

Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

В рассмотренном примере из арбитражной практики судьи пришли к выводам, что спорные работы обладают признаками, которые позволяют отнести их к капитальному ремонту, поскольку необходимость произведенных работ вызвана физическим износом площадок, в результате проведения работ параметры площадок не изменились, равно как и границы полосы отвода дороги, категория дороги осталась прежней. Какие-либо иные доказательства того, что при проведении комплекса работ на площадках осуществлена реконструкция указанных объектов, а не их капитальный ремонт, инспекция суду не представила.

Полагаем, что доводы, изложенные в данном постановлении, и упомянутые нормативные документы помогут вам отстоять правоту при аналогичном споре с налоговыми органами либо, если вы действительно проводили реконструкцию (модернизацию) автодороги, думая, что осуществляете капремонт, избежать ошибок при начислении облагаемой базы по налогу на прибыль.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector