Крутизна откосов насыпи земляного полотна таблица
Балластная призма для железнодорожного пути
Балластный слой для железнодорожного пути устраивается из сыпучих и хорошо проводящих воду материалов. Он должен обеспечивать устойчивость пути и обладать упругими свойствами. В качестве балласта применяется щебень, асбест 1 , гравий, песок.
1 С 1993 г асбест стал называться смесью песчано-щебеночной из отсевов дробления серпентинитов для балластного слоя железнодорожного пути.
При особо тяжелом типе верхнего строения пути для устройства балластного слоя применяется щебень на подушке из песка, а также асбест.
При тяжелом типе верхнего строения применяется щебень и асбест на подушке из песка.
При нормальном типе верхнего строения пути может применяться любой вид балластного материала.
На черт. 3 — 12 даны поперечные профили балластной призмы (размеры на черт. 3 — 12 указаны в метрах), которые были введены в 1964 г. для применения при реконструкции, а также при капитальном и среднем ремонтах, если при этом предусмотрена постановка пути на щебень и асбест. Основные размеры балластной призмы приведены в табл. 4.
Таблица 4. Основные размеры балластной призмы
Показатель | Типы верхнего строения пути | |||
Особо тяжелый | Тяжелый | Нормальный | ||
Толщина балластного слоя под шпалой при двухслойной балластной призме и деревянных шпалах, см: | ||||
щебеночный или асбестовый слой | 35 | 30 | 25 | |
подушка из песка | 20 | 20 | 20 | |
То же при железобетонных шпалах: | ||||
щебеночный или асбестовый слой | 40 | 35 | 30 | |
подушка из песка | 20 | 20 | 20 | |
Ширина плеча балластной призмы, см 1 | 45 | 35 | 25 | |
Крутизна откосов балластной призмы | 1:1,5 | 1:1,5 | 1:1,5 | |
Рекомендуемая ширина земляного полотна на прямых участках пути, м: | ||||
на однопутных линиях | 7,5 | 7,0 | 6,5 | |
на двухпутных линиях | 11,6 | 11,1 | 10,6 | |
Ширина плеча указана для случая применения шпал длиной 2,70 м; при шпалах другой длины (2,75 или 2,80 м) плечо уменьшается. |
* На кривых участках пути радиусом менее 600 м плечо балластной призмы с наружной стороны кривой принимается равным 35 см.
На поперечных профилях щебеночной призмы размеры даны для плотного сложения балластных материалов. При укладке щебня вновь, толщину его под шпалой следует увеличивать для компенсации осадки на 20 % проектной толщины при размерах частиц щебня 25 — 70 мм и на 15 % при размерах частиц 40 — 70 мм.
Верх щебеночного балластного слоя при деревянных шпалах должен быть на 3 см ниже их верхней пласти, а при железобетонных шпалах — в одном уровне с верхней пластью их средней части.
При новых профилях балластной призмы должна предусматриваться обочина земляного полотна шириной 50 — 60 см.
Чертежи балластной призмы приведены с подушкой из песка.
При подушке из гравия и других соответствующих ему материалов размеры балластной призмы должны быть изменены согласно табл. 4.
До 1964 г. в балластных призмах допускалась толщина щебеночного слоя до 25 см, а крутизна откосов до 1:1,25. Ширина плеча балластной призмы должна быть не менее 25 см, а ширина обочины — не менее 50 см.
Черт. 3. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для особо тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:
а,б — соответственно в прямых и кривых на деревянных шпалах;
в, г — то же на железобетонных шпалах;
h — возвышение наружного рельса; 1 — щебень; 2 — песок
Черт. 4. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:
а,б — соответственно в прямых и кривых на деревянных шпалах;
в, г — то же на железобетонных шпалах;
h — возвышение наружного рельса; 1 — щебень; 2 — песок
Черт. 5. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути на однопутных участках:
а,б — соответственно в прямых и кривых на деревянных шпалах;
в, г — то же на железобетонных шпалах;
h — возвышение наружного рельса; 1 — щебень; 2 — песок
Ширина плеча балластной призмы на участках бесстыкового пути должна быть не менее 40 см, вне зависимости от класса пути.
Конструкция балластной призмы (рисунки 1.8.1и 1.8.2) должна соответствовать техническим условиям и типовым поперечным профилям балластной призмы (табл. 1.8.1).
Табл. 1.8.1—Размеры балластной призмы и обочин земляного полотна в зависимости от класса пути.
Класс пути | Толщина балластного слоя под шпалой hщ (в кривых — под внутренней нитью), см | Толщина песчаной подушки hп, см | Ширина плеча призмы d, см | Крутизна откосов призмы |
1;2 | 35/40 | 40/45 | 1:1,5 | |
35/40 | 35/40 | 1:1,5 | ||
25/30 | 25/35 | 1:1,5 | ||
20/25 | 1:1,25/1:1,5 |
Примечание: в числителе — для деревянных шпал; в знаменателе — для железобетонных.
Рис. 1.8.1 — Балластная призма на прямом участке |
Рис. 1.8.2 — Балластная призма в кривом участке |
Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже верхней постели деревянных шпал и находиться в одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал.
На двух- и многопутных участках пути ширина балластной призмы поверху увеличивается на размеры уширения междупутий в кривых. В выемках поперечное сечение балластной призмы имеет такие же очертания, как на насыпях.
Земляное полотно.
Земляное полотно железной дороги – комплекс инженерных грунтовых сооружений, служащих основанием для верхнего строения пути.
Земляное полотно представляет собой грунтовое сооружение, которое получается в результате обработки земной поверхности для приведения ее в состояние, допускающее укладку верхнего строения пути с требуемой пологостью уклонов и плавностью поворотов, для восприятия нагрузок от подвижного состава, передаваемых через элементы верхнего строения пути, и для обеспечения устойчивости пути.
Поперечным профилем называется поперечный разрез земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси, выполненный на всю ширину полосы отвода.
Виды земляного полотна
1. Насыпь —инженерное сооружение, основная площадка которого находится выше уровня земли, при этом насыпь имеет два откоса (рис. 1.9.1).
Рис. 1.9.1 — Поперечный профиль насыпи
2. Выемка – это участок земляного полотна, на котором производилась вырезка грунта, а уровень основной площадки находится ниже уровня земли, при этом выемка имеет два откоса (рис. 1.9.2).
Рис. 1.9.2 — Поперечный профиль выемки
3. Полунасыпь– инженерное сооружение, основная площадка которого находится выше уровня земли, но откос насыпи – один (рис. 1.9.3).
Рис. 1.9.3 -Полунасыпь (схема)
4. Полувыемка – инженерное сооружение, основная площадка которого расположена ниже уровня земли, но откос у выемки – один (рис. 1.9.4).
Рис. 1.9.4 -Полувыемка (схема)
5. Полунасыпь – полувыемка –основная площадка частично находится выше уровня земли и в этой части земляного полотна закладывается откос насыпи; другая часть основной площадки находится ниже уровня земли с откосом выемки (рис. 1.9.5).
Рис. 1.9.5 -Полунасыпь-полувыемка (схема)
6. Нулевое место –место перехода от насыпи к выемке.
Основные элементы земляного полотна на насыпи – основная площадка, сливная призма, бровка, откосы, бермы, основание откоса, основание насыпи и водоотводные канавы, резервы.
Полоса земли, на которую опирается насыпь, называется основанием.
Площадку земляного полотна, на которую укладывают верхнее строение пути, называют основной площадкой.
Линию сопряжения основной площадки с откосом называют бровкой, а линию сопряжения откоса с основанием – подошвой откоса.
Поверхность между подошвой откоса и ближайшим водоотводным устройством, называют бермой.
Высотой насыпи считают расстояние от уровня ее бровок до основания по оси земляного полотна.
Основные элементы земляного полотна в выемке: основная площадка, сливная призма, бровка, откосы, кюветы, откосные бровки, банкет, забанкетная канава, кавальер и нагорная канава.
Грунт, вынутый при устройстве выемки, укладывают в ближайшие участки насыпи, а если в том нет необходимости, то отсыпают с обеих сторон выемки в правильные призмы, называемые кавальерами.
В выемках с каждой стороны основной площадки устраивают продольные канавы, называемые кюветами.
Кроме того, для перехвата и отвода в пониженное место притекающих к выемке поверхностных вод на верховой стороне вдоль ее откоса за кавальером прокладывают нагорную канаву.
Во избежание стока воды на откос выемки с полосы, расположенной между кавальером и откосной бровкой, устраивают банкет, с уклоном в сторону от откоса и выкапывают продольную забанкетную канаву, которая отводит стекающую по поверхности банкета воду вдоль пути.
Ширина земляного полотна поверху (ширина основной площадки) зависит от категории железной дороги, количества путей, радиуса кривой и от вида грунта.
Ширину земляного полотна на линиях всех категорий на участках, расположенных в кривых, увеличивают с наружной стороны кривой на величину, указанную в таблице 1.9.1, а также на величину уширения междупутий между осями путей.
Табл. 1.9.1 — Уширение земляного полотна в кривых
Радиусы кривых, м | Уширение земляного полотна, м |
3000 и более | 0,20 |
2500- 1800 | 0,30 |
1500- 700 | 0,40 |
600 и менее | 0,50 |
Переход от нормальной ширины основной площадки к уширенной осуществляется в пределах переходной кривой.
Для предупреждения значительных и неравномерных остаточных деформаций под действием нагрузок, атмосферных и других факторов земляное полотно сооружают из малодеформирующихся грунтов. Надлежащим образом уплотняя их, и обеспечивают его необходимыми водоотводными устройствами.
Грунты, используемые при возведении земляного полотна:
— скальные (предварительно разрыхленные) и полускальные;
Наиболее распространенные песчаные, гравийные и глинистые грунты состоят обычно из смеси указанных грунтов. Кроме них, при сооружении и эксплуатации земляного полотна используются лёссовые, торфяные (кроме насыпей) и шлаковые грунты.
К скальным грунтамотносят изверженные, метаморфические и осадочные породы с жесткими связями между зернами (спаянные и сцементированные), залегающие в виде сплошного массива или трещиноватого слоя, образующего подобие сухой кладки. Перед разработкой и укладкой в насыпь такие грунты предварительно разрыхляются.
Песчаные грунтыпредставляют собой продукт физического выветривания горных пород. Эти грунты в сухом состоянии не обладают сцеплением. Такие грунты обладают хорошей дренирующей способностью и имеют высокий коэффициент фильтрации. В целом они представляют собой наилучший материал для основания и тела земляного полотна.
Глинистые грунтыпредставляют собой продукт химического выветривания горных пород.
Глинистые грунты подразделяются:
супеси – твердые, пластичные и текучие;
суглинки и глины — твердые, полутвердые, тугопластичные, мягко пластичные, текучепластичные и текучие.
Если в основании насыпи находится слабый илистый грунт, что нередко бывает на поймах рек, то внизу делают уширение насыпи.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.