Hist-of-rus.ru

Строй журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расположение крана у откоса котлована

Установка крана возле откоса котлована

Копка траншеи и котлована под закладку фундамента: советы специалистов

Фундамент – основа любого здания. Его надежность и долговечность зависят от того, насколько грамотно подошли строители к земляным работам. Чтобы правильно вырыть траншею или котлован под фундамент, нужны специальные знания и умения. Только в этом случае будут учтены факторы, влияющие на ровность котлована и будущих стен.

Перед тем, как приступить к рытью котлована или копке траншеи под фундамент, необходимо учесть ряд важных параметров:

  • расчетная нагрузка стен и перекрытий;
  • характеристика грунта на стройплощадке и уровень его промерзания;
  • среднегодовое количество осадков в данной местности;
  • наличие грунтовых вод на участке и особенности их залегания.

Без получения достоверной информации по этим вопросам невозможно заложить добротный фундамент под строящийся дом и определить стоимость работ.

Монтаж башенных кранов с оголовком (SMK-10.200 и SMK-10.180)

Благодаря системе полиспаста башенные краны с оголовком SMK-10.200 и SMK-10.180 просты и удобны в монтаже, требуют минимальных затрат на привлечение дополнительной техники.

Основание крана и оголовочная секция башни крана легко стыкуются на земле и поднимаются в рабочее состояние системой полиспаста. Подъём стрелы крана и наращивание башни осуществляются быстро и с минимальными затратами труда и техники.

Наращивание башни крана осуществляется на малой высоте путём подъёма уже смонтированной башни крана специальным вспомогательным механизмом и пристыковке новой секции башни, фиксации и дальнейшего подъёма крана.

При установке крана на рельсовое основание требуется дополнительное время на установку подкрановых путей. Демонтаж башенного крана осуществляется в обратной форме.

Опасные факторы

При разработке проектных решений по организации строительных и производственных площадок, участков работ необходимо выявить опасные производственные факторы, связанные с технологией и условиями производства работ, определить и указать в организационно-технологической документации зоны их действия.

При этом опасные зоны, связанные с применением грузоподъёмных машин, определяются в проектно — сметной документации (ПОС), а остальные – в производственной документации (ППР).

Если в процессе строительства (реконструкции) зданий и сооружений в опасные зоны вблизи мест перемещения грузов кранами и от строящихся зданий могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон.

До начала земляных работ, независимо от места их проведения, на промплощадке и прилегающей территории перед разрытием шурфов, котлованов или траншей необходимо:
• место работ надежно оградить по всему периметру; в дневное время у места работы выставить предупредительные знаки на расстоянии 5 м со стороны движения транспорта;
• с наступлением темноты установить на ограждении с лобовой стороны на высоте 1,5 м сигнальный красный свет, а место работы осветить прожекторами или переносными электрическими лампочками, установленными на высоте не менее 2 м. Электрошнур должен иметь исправную изоляцию и находиться в резиновом шланге, на электролампы должны быть надеты предохранительные сетки.

Через траншеи и котлованы, вырытые на площадках, проездах, проходах и в других местах движения людей, должны устраиваться переходы шириной не менее 0,6 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1 м с обшивкой по низу бортов шириной не менее 10 см. В ночное время переходы должны освещаться.

Грунт, извлечённый из котлована или траншеи, следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от бровки выемки.

Складирование материалов, прокладка рельсовых путей, установка опор для воздушных линий электропередачи и связи должны производиться, как правило, за пределами призмы обрушения грунта выемки, стенки которой не закреплены, а их размещение в пределах призмы обрушения грунта у выемок с креплениями допускается при условии предварительной проверки расчётом.

При работе возле железнодорожных путей необходимо ограждение котлована устанавливать в зависимости от габарита подвижного состава и кривизны пути. Крепление котлована вблизи железнодорожных путей применять обязательно.

Требования к крутизне откосов и закреплению стенок котлованов и траншей изложены в гл. 5 СНиП 12.04-2002.

Крепление котлованов и траншей глубиной до 3 м, как правило, должно быть инвентарным и выполняться по типовым проектам. При отсутствии инвентарных и типовых деталей для крепления котлованов и траншей глубиной до 3 м необходимо выполнять специальные требования.

  1. Крепление вертикальных стенок котлованов и траншей глубиной более 3 м должно выполняться, как правило, по специальным проектам.
  2. Разборка креплений должна производиться под непосредственным наблюдением ответственного производителя работ.
  3. Разборку следует производить снизу вверх по мере обратной засыпки грунта.
  4. При выполнении земляных работ необходимо обеспечить систематический контроль за состоянием грунта траншей и котлованов.

При обнаружении в откосах крупных камней работники должны быть удалены из опасных мест, а камни спущены к подошве откоса или удалены.

Способ установки крана на опорной раме характерен тем, что в данном случае никаких анкеров в теле фундамента размещать не нужно. Опорная рама (шасси), в процессе монтажа башенного крана нагружается специальными блоками балласта, которые за счёт своей массы прижимают раму к фундаментной плите. Они обеспечивают дальнейшую устойчивость крана в процессе эксплуатации. Фундаментная плита в этом случае проектируется с определёнными габаритами, которые позволят правильно расположить, передать нагрузки от рамы на основание. Фундаментом в данном случае является как монолитная плита, так и сборный фундамент, выполненный в соответствии с проектом из отдельных железобетонных плит.

При способе установки крана на подкрановые рельсовые пути, разрабатывается проект, в котором рассчитывается основание из уложенных в определённой последовательности строительных материалов, таких как щебень, песок, специальные ж/б балки, на которые крепятся рельсы. Здесь указываются габариты подкранового основания, мероприятия по его нивелировке, способы заземления, расположение лотков для прокладки кабеля электропитания крана, расположение кранового рубильника, инвентарных ограждений, тупиковых упоров и т.д.

Проект и расчет под фундамент представляет собой документ на бумажном носителе, который содержит следующее:

  • текстовую часть с расчётами, описанием последовательности устройства фундамента;
  • подробные чертежи с указанием планов, разрезов, привязок, схем расположения материалов в оптимальном для чтения чертежа масштабе.

Разработанный проект фундамента передаётся заказчику с подробным описанием, составленной спецификацией, в которой указывается количество, а также характеристики материалов, необходимых для устройства фундамента.

Траншея под фундамент

Чтобы разработать траншею для фундамента, необходимо определить тип грунта на стройплощадке. Влажные почвы (глина, торфяники) требуют большой глубины – до 1.5 — 2 м. На суглинках и песчаных почвах возможна усадка здания.

Здесь лучше строить негабаритные дома, подкоп которых составит свыше 80 см или уровень промерзания земли + 40 см. Если есть опасность подтопления грунтовыми водами, то лучше сделать окоп бульдозером не только для фундамента, но и дренажа вокруг дома.

Выбор ширины траншеи для фундамента зависит от общей ширины конструкции. Чтобы определить ее правильно, необходимо прибавить размер самого фундамента, опалубки, гидроизоляции, крепления для опалубки, а также плюс по 20 технических сантиметров. Позже, когда бетонная конструкция будет готова, с помощью техники, например, бульдозером, или, используя подручные инструменты, производится обратная засыпка фундамента.

Для решения задач частного строительства применяется одноковшовый экскаватор. Его мощность и трудоемкость смогут справиться с выемкой за один день.

Применение мини-экскаватора для рытья траншеи (видео)

Рытье траншеи под канализацию

Подкоп для канализационных труб роется с учетом места расположения участка. Существует три вида работ по обустройству канализации: придомовые, городские и загородные. Подкоп под водоотвод возле дома делается с учетом тех же правил, что и для траншеи для фундамента. Может использоваться техника от 1.5 до 5 тонн. Чем больший объем грунтовых масс нужно выбрать, тем габаритней техника должна быть.

Если речь идет загородных или домовых участках, требуется уклон для эффективного отвода стоков. Его также подтверждает акт, как в случае с газопроводом. Из-за этой особенности, работы могут вестись на глубине, как в 1 м, так и – 6 м.

Главное, определить слой промерзания почвы, ведь стоки ни в коем случае не должны замерзнуть. Также необходимо учитывать размер трубы. К примеру, для 110-миллиметровой трубы роется подкоп шириной – 0.6 м, глубиной – на 0.05 м больше, чем производиться прокладка трубы.

Документация на обустройство траншеи: акт скрытых работ

Акт скрытых работ выдается для тех случаев, когда невозможно проверить их качество, так как строительно-монтажные работы уже были завершены. Конструкции, которые потом не возможно будет проверить, еще на этапе закладки должны пройти освидетельствование. После чего застройщик получает акт работ. Он нужен при рытье любого типа выемки: траншеи для фундамента или газопровод.

Проводит свидетельствование и выдает акт скрытых работ орган государственного надзора или экспертная комиссия. Если речь идет про газопровод, то осматриваются открытые траншеи, их глубина и соответствие техническим требованиям.

При осмотре фундамента акт включает такие позиции, как: открытый ров, наличие песчаной подушки, устройство фундамента, армированного пояса и т.д.

Ограждение котлованов: преимущества

Рассмотрим, чем выгодно отличается шпунтовое ограждение котлованов:

  • ограждение котлованов – обязательное условие при строительстве по соседству с эксплуатируемыми зданиями и без применения шпунтовых свай здесь попросту не обойтись
  • способность выдерживать намного большие нагрузки, в сравнении с любыми другими конструкциями
  • надежная защита котлована от оползней (особенно актуально на участках со слабыми грунтами и плывунами)
  • возможность погружения шпунта различными методами
  • возможность многократного использования шпунта (кроме деревянного)

Рис: Шпунтовое ограждение свайного поля

Полезные материалы

Шпунтовые сваи

Шпунт Ларсена – это профиль из металла, сформированный в виде жёлоба, имеющего на боковых стенках закруглённые края, выполняющие функцию пазов.

Расчет шпунта и шпунтовых ограждений

Возведение шпунтового ограждения начинается с проектирования, на этом этапе производится оценка условий строительной площадки и возможность геотехнических рисков

Технологии погружения шпунта

Шпунт Ларсена используется в промышленном строительстве на протяжении более сотни лет.

Засыпка траншей в непросадочных грунтах

Засыпка проводится в два этапа:

Нижняя зона засыпается грунтом. Размер и высота насыпи зависит от типа труб:

  • для железобетонных, асбестоцементных, пластмассовых и керамических труб грунт должен быть без твердых включений размером более 1/10 диаметра. Он засыпается на полметра над уровнем трубы;
  • для остальных видов труб нужен грунт без включений диаметром больше ¼ диаметра труб и засыпается на 20 см над трубой. Пазухи нужно подбить и послойно уплотнить с обеих сторон до проектной плотности. Затем напорные трубопроводы проверяются на герметичность и засыпаются их стыки.

Засыпается верхняя зона траншеи. В грунте тоже не должно быть включений больше диаметра трубы. Следите за сохранностью труб и плотностью грунта, указанной в проектной документации.

Различия шпунтовых ограждений

Шпунтовое ограждение представляет собой конструкцию, которая предотвращает от обрушения откосы котлована. Используемые материалы и конструкция шпунтового ограждения может быть самой разной, мы рассмотрим шпунтовые ограждения из сортовой прокатной стали, проще говоря шпунтовые сваи. Различия шпунтового ограждения состоят: в используемом материале (труба, балка, шпунт Ларсена), в параметрах погружения шпунтовых свай (глубина и шаг погружения отдельных элементов шпунта), в способе погружения (завинчивание, вибропогружение, статическое вдавливание, метод полого шнека — в предварительно пробуренные скважины, с заполнением бентонитом, и.т.д.), в дополнительных сопутствующих работах к устройству шпунтового ограждения (монтаж распределительной системы, устройство распорной системы, устройство забирки из доски, водопонижение и водоотвод). Конструкцию шпунта, равно как и метод устройства, разрабатывается проектной организацией, после получения результатов геологических изысканий по данному объекту и определения физико-механических свойств грунта.

Котлован с естественными откосами

Текст из документа «144447»

СПОСОБЫ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Подземные сооружения в зависимости от гидрологических условий и глубины заложения осуществляют различными способами, основными из которых являются: — открытый, «стена в грунте», опускной.

Открытый способ основан на отрывке котлована с естественными откосами или шпунтовым ограждением, на дне которого возводят подземное сооружение. По окончанию работ котлован засыпают грунтом. Способ применяют при сравнительно небольшой глубине сооружения (до 15 м) и преимущественно в сухих грунтах.

Открытый способ значительно облегчает условия возведения подземных сооружений, так как могут быть применены высокопроизводительные машины общестроительного типа и крупноразмерные конструкции при неограниченном фронте работ. Открытым способом могут быть возведены подземные сооружения любого назначения, закладываемые на небольшой глубине от поверхности земли под свободной от застройки территорией. Особенно целесообразно применять открытый способ ведения работ при строительстве станций метрополитена, камер съездов, городских транспортных и пешеходных тоннелей, при возведении переходных участков от подземных линий метрополитена к наземным, при врезке горных тоннелей в пологие склоны и т.п.

В городских условиях, где трасса тоннеля метрополитена или коллектора пересекает жилые кварталы с большим числом зданий, сооружений и подземных коммуникаций, вопрос о выборе способа ведения работ необходимо решать на основе технико-экономического сравнения вариантов. Недостатками открытого способа строительства подземных сооружений являются: нарушение нормальной жизни города на длительный период; необходимость переноса значительной части инженерных сетей и коммуникаций, попадающих в зону ведения работ; необходимость усиления фундаментов расположенных вблизи зданий и сооружений, а в некоторых случаях их сноса; устройство временных мостов через котлованы и водоотводы.

При строительстве открытым способом необходимо проектировать земляные работы по рытью котлованов и траншей. Выбор между котлованным и траншейным способами следует также осуществлять на основе технико-экономического сравнения вариантов. Если трассу проектируют под широкой уличной магистралью, где тоннель будет занимать не всю ширину проезжей части или где возможно использование для движения городского транспорта другой магистрали, обычно целесообразно применение котлованов с наклонными стенами, расположенными под углом естественного откоса пород.

В стесненных условиях применяют котлованы с вертикальными стенами или траншейный способ. Котлованы и траншеи с вертикальными стенами необходимо закреплять. Лучшими видами крепи являются инвентарные металлические или деревянно-металлические, хотя часто применяют деревянные конструкции. При выборе типа крепи стенок котлована или траншеи следует принимать такие виды ограждений, которые позволяют осуществлять выемку породы механизированным способом. При расположении уровня подземных вод выше подошвы подземного сооружения в зависимости от свойств водоносных пород необходимо применять искусственное водопонижение, шпунтовое ограждение, искусственное замораживание или другие способы.

При проектировании строительства объектов в условиях действующих предприятий и городской застройки, особенно в водонасыщенных породах, наиболее рационально применение шпунтовых ограждений. Однако вследствие значительной стоимости и трудоемкости устройства и больших затрат материалов в каждом конкретном случае проектирования необходимо решать вопросы целесообразности их применения в данных условиях и выбора наиболее рациональных типов ограждения. Тип шпунтов выбирают в процессе разработки проекта производства работ с учетом наличия или возможности получения их строительной организацией.

Проект организации работ в котлованах с откосами отличается большей простотой. Здесь можно использовать высокопроизводительные экскаваторы и другие землеройные машины. Крутизну откосов принимают равной углу внутреннего трения пород с учетом глубины котлована.

Для возведения обделки по спланированному дну котлована предусматривают устройство щебеночной подготовки толщиной 10 см с покрытием ее стяжкой толщиной 5 см из цементного раствора или укладывают тощий бетон. При проектировании монолитной обделки в котловане с вертикальными стенками на подготовленном основании предусматривают в первую очередь возведение защитных стенок на полную высоту. В котлованах с откосами защитные стенки можно также возводить сразу на полную высоту и использовать их в качестве наружной опалубки, однако в этом случае стенки должны быть несущими.

Для возведения полносборной или комбинированной обделки применяют монтажные краны, грузоподъемность которых зависит от массы наиболее тяжелого конструктивного элемента. Удобно с точки зрения организации работ на строительной площадке использовать козловые краны, перемещающиеся вдоль котлована по рельсам, проложенным на определенном расстоянии от бровок котлована. При строительстве городских транспортных и пешеходных тоннелей, а также многопролетных станций метрополитена в связи с большой общей шириной монтируемого сооружения козловые краны не применяют. Для монтажа конструкций в этих условиях используют стреловые самоходные краны грузоподъемностью 12—25 т.

При траншейном способе в первую очередь предусматривают проходку траншей, в которых возводят стены подземного сооружения, а затем разрабатывают котлован для перекрытия. Выемку ядра тоннеля осуществляют закрытым способом под защитой возведенной обделки.

Строительство подводных тоннелей, расположенных непосредственно под зеркалом воды, осуществляют способом погружения крупных секций. В проекте на строительство подводного тоннеля предусматривают следующие работы: разработку подводного котлована и подготовку основания тоннеля, транспортирование на плаву секций к месту опускания, опускание секций под воду на проектную отметку и их стыкование, ликвидацию временных торцевых перегородок в секциях, устройство постоянной гидроизоляции и внутренних конструкций на участках стыкования, обратную засыпку котлована до уровня естественного дна водоема. Глубину котлована определяют в зависимости от проектного профиля тоннеля (на практике она не превышает 40 м от уровня воды).

Способ «стена в грунте»

Сущность этого способа состоит в том, что в грунте сначала возводят из монолитного бетона (железобетона) или сборных железобетонных элементов конструкции ограждающих стен подземного сооружения, а затем под их защитой разрабатывают грунтовое ядро, устраивают днище и строят внутренние конструкции. Обычно ограждающие стены выполняют роль и фундамента (опоры) подземного сооружения.

Применяют два типа стен, возводимых способом «стена в грунте»: свайные — образуемые из сплошного ряда вертикальных буронабивных свай и траншейные — образуемые сплошной стеной из монолитного, бетона (железобетона) или сборных железобетонных панелей.

В зависимости от свойств грунта и его влажности применяют два вида возведения стен способом «стена в грунте» — мокрый и сухой. Мокрым способом возводят стены подземных сооружений в водонасыщенных неустойчивых грунтах, обычно требующих закрепления стенок траншеи от обрушения грунта в «процессе его разработки, а также при укладке бетонной смеси. Траншею в процессе ее разработки и возведения стен заполняют глинистым раствором, предотвращающим обрушение грунта. Это позволяет отказаться от выполнения таких работ, как забивка шпунта, водопонижение и замораживание.

При возведении стен в маловлажных устойчивых грунтах применяют сухой способ, при котором не требуется глинистый раствор При мокром способе существенное влияние на ведение и качество работ оказывает технологическая характеристика глинистого раствора —его способность кольматировать, т. е. отлагать на поверхности и в порах грунта принесенные частицы глины, образуя на ней практически водонепроницаемую пленку толщиной 2. 5 мм. Такие свойства присущи бентонитовым глинам Кавказских место рождений.

Свайные стены возводят последовательным бурением и бетонированием свай. При этом работы ведут насухо в малоувлажненных устойчивых грунтах или с применением глинистого раствора в водонасыщенных неустойчивых грунтах.

Монолитные железобетонные стены при их возведении разбивают на захватки длиной 4. 6 м, которые отделяют друг от друга железобетонными сваями или инвентарной перегородкой. Затем грунт извлекают из этой захватки траншеи под слоем глинистого раствора, устанавливают арматурные каркасы и укладывают бетонную смесь методом ВПТ по аналогии с сооружением буронабивных свай. При бетонировании соблюдают очередность: сначала бетонируют четные, а затем нечетные захватки траншей, которые стыкуют между собой.

Для разработки траншей под защитой глинистого раствора применяют землеройные машины общего назначения (грейферы, драглайны, обратные лопаты), буровые станки вращательного и ударного бурения и специальные ковшовые и фрезерные установки.

Для снижения трудоемкости работ, выполняемых на строительной площадке по устройству ограждающих конструкций подземных сооружений способом «стена в грунте», начали использовать сборные железобетонные панели. Панели устанавливают в открытую траншею, соединяют их между собой и заполняют пазухи (застенные пространства) и полости под подошвой панели в направлении снизу вверх методом ВПТ тампонажными растворами, имеющими хорошую подвижность.

Так как все работы по устройству подземных сооружений методом «стена в грунте» являются скрытыми и их качество можно установить только после выемки грунта из котлована, по контролю за выполнением каждого процесса уделяют большое внимание.

В проекте сооружения требования по контролю качества должны включать проверку характеристик глинистого раствора, траншеи и зачистки дна перед установкой армо-каркасов и укладкой бетонной смеси или установкой сборных панелей, правильности установки ограничителей между захватками, которые должны удерживать бетонную смесь от попадания в смежную захватку.

На строительстве опускным способом (рис. 2) сооружений диаметром более 20 м используют одноковшовые экскаваторы, которыми внутри опускного колодца разрабатывают грунт и грузят его в бадьи вместимостью 1,5. 2 м 3 . Бадьи поднимают на поверхность башенными или козловыми кранами и разгружают в отвал или в автотранспорт. Учитывая значительную массу экскаватора, его опускают в котлован в разобранном виде.

При работе во влажных грунтах для стоянки экскаватора в котловане создают земляные островки или устраивают деревянный настил.

Во избежание неравномерной осадки сооружения грунт по периметру ножевой части разрабатывают вручную, затем с помощью экскаватора грузят в бадьи и также поднимают краном на поверхность.

При незначительном притоке грунтовых вод и отсутствии вблизи сооружений, чувствительных к осадкам, разработку грунта ведут с водоотливом.

Если в котлован интенсивно поступает вода через днище, грунт можно разрабатывать гидромеханическим способом с помощью эжекторов и реже — эрлифтов с дополнительным подмывом.

При погружении сооружения в грунт необходимо следить за тем, чтобы его масса превышала силы бокового трения не менее чем на 25%. В ориентировочных расчетах удельную силу трения, принимают 10. 30 кН/м 2 в зависимости от характера грунта.

Преодоление таких значительных сил трения, затрудняющих опускание, а иногда» делающих его невозможным, достигается различными способами (утяжеление нижней части колодцев или использование массы предусмотренных проектом наземных сооружений над колодцем; вибрация, подмыв, устранение шероховатости наружной поверхности колодца за счет покрытия ее специальными составами). Для уменьшения сил трения между грунтом и опускным колодцем используют также тиксотропную рубашку. В этом случае ножевую часть колодца изготовляют на 5. 10 см шире толщины стены и в образовавшуюся полость между грунтом и наружной поверхностью сооружения нагнетают коллоидный (например, глинистый) раствор, образующий рубашку, снимающую силы трения по боковой поверхности колодца (рис.3). Силы трения остаются только в пределах поверхности ножа, которая составляет около 10. 12% всей поверхности опускного колодца.

Метод погружения опускных колодцев в тиксотропной рубашке позволяет по сравнению с традиционным методом сооружения опускных колодцев снизить затраты труда почти на 35%, а стоимость работ — на 15. 20%.

В процессе опускания колодца необходимо организовать постоянное геодезическое наблюдение за его вертикальностью и скоростью погружения. Когда в колодце обнаружено зависание в его верхней части, необходимо выбирать грунт у ножа отстающей стороны или размывать водой, подаваемой по трубам, установленным с внешней стороны стены.

После достижения ножом колодца проектной отметки бетонируют днище, изолирующее подземное помещение от грунтовых вод.

В колодцах, погружаемых с водоотливом, бетонную смесь укладывают на осушенное основание с принятием мер против омывания его фильтрующимися грунтовыми водами.

Какие должны быть откосы у котлованов

Какие должны быть откосы у котлованов

Земляные работы при замене котельной

  • Земляные работы
    • При выполнении земляных работ должны соблюдаться требования
      СП 45.13330.2012, СП 86.13330.2014, ВСН 012-88, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002.

Земляные работы выполнять механизировано с помощью одноковшового экскаватора емкостью ковша 0,65 м 3 , бульдозера мощностью 132 кВт, а также вручную на пересечениях с действующими подземными коммуникациями.

Техника (экскаваторы и бульдозеры) должна быть оснащена системой видеофиксации рабочей зоны.

Разработку котлованов производить в следующей последовательности:

  • произвести разбивку и обозначить границы разработки грунта;
  • разработать грунт;
  • провести контроль заложения откосов, отметок дна и габаритов котлована;
  • оформить акт на выполнение работ.

Разработка траншеи выполняется одноковшовым экскаватором при движении его по оси траншеи с соблюдением проектных отметок дна траншеи и откосов, а на пересечениях с подземными коммуникациями – вручную.

Траншеи и котлованы должны разрабатываться с откосами. Разработка котлована без откосов не допускается. Крутизну откосов выемок, устраиваемых без крепления в насыпных, песчаных и пылевато-глинистых грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капиллярного поднятия) или грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, следует принимать в соответствии со СНиП 12-04-2002.

Приближение грузоподъемных машин к неукрепленным откосам котлованов, траншей или других выемок при ненасыпном грунте разрешается только за пределами призмы обрушения грунта и определяется расстоянием по горизонтали от основания откоса котлована (выемки) согласно СНиП 12-03-2001.

Отвал грунта, извлеченного из котлована (траншеи), для предотвращения падения кусков грунта в котлован (траншею), должен находиться на расстоянии не менее 1,0 м от края котлована (траншеи).

При разработке котлованов под фундаменты не должна нарушаться естественная структура грунта в основании. Для этого разработку производить с недобором грунта на толщину не менее 20 см. Доработку грунта до проектных отметок дна котлована (зачистку недобора) выполнить непосредственно перед устройством фундаментов вручную. Допустимые отклонения при разработке котлованов принять согласно СП 45.13330.2012.

На стадии разработки ППР произвести подбор экскаваторов из расчета минимизации разрывов между этапами строительства. Задел между раскрытием котлована и началом работ по устройству фундамента должен быть минимальным.

При вскрытии существующих подземных трубопроводов экскаватором минимальное расстояние между образующей трубопровода и ковшом экскаватора должно быть не менее 0,5 м.

При приближении к линиям подземных коммуникаций земляные работы должны производиться под наблюдением прораба или мастера, а в непосредственной близости от кабелей, находящихся под напряжением – под наблюдением работников электрохозяйств, владельца этих коммуникаций.

Работы по разработке грунта допускается вести после выполнения мероприятий по безопасному ведению работ, которые должны быть конкретизированы в проекте производства работ, разрабатываемым подрядной организацией.

При обнаружении на месте производства работ подземных коммуникаций и сооружений, не указанных в акте передачи строительной площадки, необходимо приостановить работу, принять меры по защите обнаруженных коммуникаций от повреждений, поставить в известность эксплуатирующую организацию и вызвать их представителя. Земляные работы могут быть продолжены после получения официального разрешения от представителя эксплуатирующей организации

Обратную засыпку траншей (котлованов) выполнять бульдозером, в стесненных условиях – экскаватором, на пересечении с действующими подземными коммуникациями – вручную.

До начала работ по засыпке котлована (траншеи) должно быть проверено проектное положение фундамента (трубопровода) и качество изоляции.

Производство работ и контроль качества при устройстве насыпей и оснований выполнять в соответствии с требованиями СП 78.13330.2012.

В случае обнаружения несоответствия гидрогеологических и грунтовых условий принятым в проекте, для принятия дальнейших решений необходимо остановить работу и вызвать представителя проектной организации для принятия дальнейшего решения.

  • До начала устройства фундаментов должны быть выполнены следующие работы:
  • организован отвод поверхностных вод от строительной площадки;
  • обследованы подъездные пути и автодороги;
  • обозначены пути движения механизмов, места складирования, укрупнения арматурных сеток и опалубки, подготовлена монтажная оснастка и приспособления;
  • завезены арматурные сетки, каркасы и комплекты опалубки в необходимом количестве;
  • выполнена необходимая подготовка под фундаменты;
  • произведена геодезическая разбивка осей и разметка положения фундаментов в соответствии с проектом;
  • на поверхность бетонной подготовки краской нанесены риски, фиксирующие положение рабочей плоскости щитов опалубки.

При разработке траншеи должен выполняться геодезический контроль отметок дна траншеи.

Котлован под фундамент: основные параметры подготовки

Подготовка котлована под фундамент – это, возможно, один из самых ответственных этапов строительства, т.к. именно от этой фазы работ зависит, насколько хорошо будет стоять основание под дом, насколько оно будет прочным и долговечным.

Операции по формированию котлована начинаются с исследований несущих способностей грунтов.

Типовая технологическая карта устройства котлована под фундамент.

Эту стадию нужно проводить обязательно, так как в разных регионах почвы различаются по механическим свойствам. Более того, грунт может быть разным даже на соседствующих участках, поэтому предварительные анализы необходимы в любом случае.

Перечень мероприятий по подготовке почв под фундамент

Подготовка под фундамент заключается в проведении ряда мероприятий, которые позволяют довести прилегающие грунты до состояния, при котором они смогут нести нагрузки, соответствующие проекту. Также почвы после проведения работ должны плотно прилегать и обхватывать подошву и боковые части основания здания.

Основные стадии котлованных работ заключаются в формировании котлована, подчистки его дна (с помощью бульдозера), уплотнении оснований, увлажнении или осушении почв в ходе уплотнительных операций (опционально). Траншеи под фундамент обычно выполняются вручную перед непосредственными работами по укладке. В ходе этих работ проводится визирование поверхности основания, затем углы и оси стен выставляются с помощью колышков, отметку верха выполняют по нивелиру. Для крупномасштабных работ почвы срезаются ниже верхней отметки, площадка засыпается песком и трамбуется, что позволяет исключить ручной труд и получить хороший контакт грунтов с основанием фундамента.

Если траншеи нужно обустраивать в слабых насыпных или природных почвах, то может понадобиться их глубинное или поверхностное уплотнение (в соответствии с нормами проекта).

Поверхностное уплотнение грунтов

Схема производства траншеи под фундамент.

Поверхностное уплотнение грунтов под фундамент проводится путем послойного уплотнения с помощью тяжелых катков или трамбовок, которые многократно проходят по одному и тому же месту. Трамбовка сбрасывается на грунт котлована с высоты около 4-8 м и оказывает ударное воздействие своей массой (около 5-15 т). Таким образом обрабатываются рыхлые пески, слабые глинистые почвы, лессовые грунты. Работы проводятся до тех пор, пока не будет замечен так называемый отказ – предельный размер понижения поверхности уплотняемой почвы. Для разных почв он составляет от 5 мм (песчаные) до 2 см (пылевато-глинистые). В ходе поверхностного уплотнения котлована нужно учитывать влажность почвы, т.к. при оптимальном размере этой характеристики достигается наилучший результат при трамбовке. Если грунты слишком сухие, то они подвергаются дополнительному увлажнению.

Глубинное уплотнение почвы

Предварительное замачивание необходимо и при глубинном уплотнении почв под фундамент методом вибрирования. В этом случае подготовка грунтов заключается в погружении трубчатой иглы на глубину до 2,5 м, в которой есть отверстия для подачи воды. Около иглы погружается вибробулава, которая дает вибрацию в течение 30 секунд. При вибрировании в насыщенной влагой среде тяжелые частицы грунтов тонут, обеспечивая уплотнение.

Схемы разбивки траншей, котлованов и насыпей: а – котлована; б – траншеи; в – насыпи на местности без поперечного уклона; г – то же на косогоре; д – определение отметки дна глубокого котлована.

Гидровибратор представляет собой массивное оборудование, которое перемещают краном. Он позволяет проводить уплотнение, например, песчаных грунтов на глубину до семи метров.

Глубинное уплотнение заиленных и глинистых почв проводят также с помощью грунтовых или песчаных свай. Для таких работ полую сваю погружают в почвы с помощью копра или крана с вибратором.

Потом внутреннюю полость сваи заполняют песком с ежеслойной утрамбовкой, а саму сваю вытаскивают, проводят поверхностное уплотнение. Фундамент, располагаемый на подобным образом обработанных поверхностях, должен не превышать нормативов, так как при этом способе уплотнения не обрабатываются низко лежащие слои почвы.

Работы на «слабых» грунтах

В ряде случаев для замены слабых почв или для распределения нагрузок на большую площадь проводится песчаная или щебеночная подготовка для фундамента. На дно котлована в этом случае засыпается подушка из песка или щебня, которая разравнивается, увлажняется (при необходимости), трамбуется и выравнивается по верхнему уровню в соответствии с проектными документами.

Кроме того, усиление почв может быть проведено с помощью следующих методов:

Смолизация и силикатизация. В этом случае на расчищенную площадку завозят растворы и закачивают их в грунт с помощью инъекторов с последующей тампонизацией скважины. В качестве расходных материалов используют силикатный натрий (лессовые почвы), фосфорную кислоту в сочетании с силикатным натрием (для песков пылеватых) и др.

Термическое закрепление. Получается путем закачивания в скважину газа или жидкого топлива с последующим сжиганием под землей. Обожженные грунты создают в почве вертикальные укрепляющие столбы.

Цементация. Применяется для рыхлых песчаников, скальных пород с трещинами, гравелистых почв. В этом случае в грунты закачивается цементный раствор с помощью инъекторов, которые потом извлекаются из грунта.

Подготовка под фундамент для малоэтажного строительства

В районах, где почвы низкоувлажнены и достаточно стабильны, при возведении небольших сооружений выполняется бетонная подготовка под фундамент. Ленточный фундамент, например, может потребовать формирования котлована, укладки подушки, гидроизоляции, заливки цементным раствором, установки опалубки, монтажа арматуры и заливки полученных форм бетоном, трамбования, выравнивания, устройства гидроизоляции самого фундамента и обратной засыпки. Для работ обычно используют бетон марки не менее чем М 50, траншея требует ручной обработки.

Содержание ППРк

Согласно ст.9.5.18 ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных кранов должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться:

  • соответствие применяемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема, вылету стрелы (грузовая характеристика крана);
  • обеспечение безопасных расстояний от сетей, линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний от приближения кранов к строениям и местам складирования строительных материалов;
  • условия безопасной работы нескольких кранов на 1 пути и на параллельных путях с использованием соответствующих приборов и устройств безопасности;
  • условия установки и работы крана вблизи откосов котлована;
  • перечень применяемых грузозахватных приспособлений (СГЗП) и схемы строповки грузов;
  • места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т. п.;
  • безопасного расстояния от низа перемещаемого груза до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения;
  • мероприятия по безопасному производству работ с учетом особых условий на стройплощадке;
  • расположение помещений санитарно-бытового обслуживания строителей, мест отдыха;
  • разрез здания на полную высоту, при положении стрелы крана над зданием (максимальный и минимальный вылет) и выступающих металлоконструкций крана при повороте крана на 180 градусов;
  • безопасных расстояний от частей стрелы, консоли противовеса с учетом габаритов блоков балласта противовеса до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения;
  • размеров наиболее выступающих в горизонтальной плоскости элементов здания или сооружения (карнизы, балконы, ограждения, эркеры, козырьки и входы).

Согласно ст. 5.5.10 10-257-98 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов» строительно-монтажные работы с применением кранов-манипуляторов должны выполняться по проекту производства работ кранами-манипуляторами, в котором предусматриваются:

  • соответствие кранов-манипуляторов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету;
  • места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.п.
  • условия установки и работы кранов-манипуляторов вблизи откосов котлованов (канав);
  • перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;

Согласно ст. 4.5.12 ПБ 10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников» работы с применением подъемников должны выполняться по проекту производства работ, в котором в частности должны предусматриваться:

  • соответствие устанавливаемых подъемников условиям работ по грузоподъемности и высоте подъема;
  • условия установки подъемника на площадке;
  • условия безопасной работы нескольких подъемников, в том числе совместной работы грузовых и грузопассажирских подъемников совместно с работой фасадных подъемников, а также совместной работы указанных подъемников, башенных кранов;
  • мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен подъемник.

Содержание ППРк с применением кранов-манипуляторов

Согласно ст.4.5.9 ПБ 10-611-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)» строительно-монтажные работы с использованием подъемников (вышек) выполняются по проекту производства работ подъемниками, в котором должны предусматриваться:

  • соответствие устанавливаемых подъемников условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема;
  • обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения подъемников к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;
  • условия установки и работы подъемников вблизи откосов котлованов или канав;
  • условия безопасной работы нескольких подъемников;
  • перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов для подъемников, оборудованных крюком;
  • места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.д.;
  • мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен подъемник (ограждение строительной площадки, монтажной зоны или зоны работ), уровень освещения в темное время суток не менее 20 лк и т.д.
  • пример ППР

В соответствии с требованиями СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» в состав проекта производства работ должна включаться технологическая схема на выполнение отдельных видов работ с включением схем операционного контроля качества, описанием методов производства работ, указанием потребности в материалах, машинах, оснастке, приспособлениях и средствах защиты работающих.

Состав технологической схемы

Технологическая схема возведения подземной или надземной части здания включает в себя необходимые мероприятия по сохранности действующих подземных коммуникаций зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от разрываемых котлованов в соответствии с техническими решениями, предусмотренными проектом, размещение грузоподъемных машин, границы опасных зон и зон перемещения грузов кранами, горизонтальную и вертикальную привязку грузоподъемных машин, соответствующие мероприятия, обеспечивающие безопасность людей от действия опасных факторов.

Технологические схемы в зависимости от сложности объекта выполняются в масштабе 1:50, 1:100, 1:200.

В технологической схеме дается поперечный разрез (при необходимости в отдельных случаях и продольный разрез) строящегося здания (сооружения), при этом краны показывают при положении стрелы над зданием (сооружением) на максимально необходимом рабочем вылете и пунктиром — при повороте стрелы на 180°.

На разрезе показывают:

  • отметки верха здания (сооружения), парапета, фонарей, машинных помещений лифтов и других максимально выступающих частей здания;
  • отметку крюка крана при максимальной высоте подъема на максимальном рабочем вылете;
  • отметку низа противовеса для кранов с верхним расположением противовеса;
  • размеры между наиболее выступающими частями здания (сооружения), штабелями грузов или других предметов и наиболее выступающими частями крана;
  • размеры от основания откоса котлована до основания балластной призмы рельсового кранового пути или до ближайшей опоры стрелового самоходного крана;
  • подземные коммуникации;
  • поперечное сечение рельсового кранового пути и основания под кран;
  • оснастку, средства подмащивания для производства строительно-монтажных работ;
  • положение элементов конструкций, изделий с максимальной массой и элементов, самых близких к крану. Над центрами тяжести указанных элементов показывают вылет (R), грузоподъемность на данном вылете (Q), массу груза (P) и отметку высоты подъема с учетом максимальных габаритов груза;
  • положение и размеры выносных площадок (монтажных, грузоприемных).

Если по мере возведения здания (сооружения) возникает необходимость производить наращивание башни крана, замену крана или замену стрелы крана, то необходимо выполнить новый разрез или показать на одном разрезе несколько положений крана.

На технологической схеме показывают существующие и проектируемые подземные коммуникации и сооружения, ЛЭП, надземные коммуникации, деревья, близлежащие существующие и проектируемые здания (сооружения) и другие объекты, попадающие в опасную зону действия крана.

Руководители и специалисты по разработке ППРк, устройству крановых путей, эксперты несут установленную законом ответственность за соответствие разрабатываемых решений требованиям промышленной безопасности и охраны труда. Строительная организация несет ответственность за соответствие строительного объекта проекту производства работ кранами (ППРк), требованиям промышленной безопасности и охраны труда.

ППР на производство работ с помощью двух кранов или одного крана и автогидроподъемника АГП

Заказать расчет ППР на производство работ с помощью двух кранов или одного крана и автогидроподъемника АГП

Разработка ППР на производство работ двумя кранами

При производстве работ на строительной площадке иногда возникает необходимость одновременного применения двух кранов для выполнения погрузочно-разгрузочных видов работ.

Основная причина совместного применения двух кранов – это либо достаточно высокая масса поднимаемой конструкции, превышающая грузоподъёмные характеристики одного из кранов, либо невозможностью выполнения строповки одним грузоподъёмных механизмов. Стоит отметить, что для совместной работы двумя подъемными сооружениями могут задействоваться не только башенные, но и автомобильные, гусеничные и пневмоколесные краны.

Строповка, подъем и перемещение конструкций или элементов двумя кранами необходимо выполнять в соответствии с разработанным ППР и согласно требованиям «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (Приказ Ростехнадзора № 533).

Поэтому при таких условиях выполнения погрузочно-разгрузочных видов работ, когда идёт совместная работа кранов, в обязательном порядке требуется разработка ППР на совместную работу двумя кранами.

Особенности разработки ППР при совместной работе кранов

При разработке ППР двумя кранами, особое внимание уделяется расчету грузоподъемности кранов, выбору мест их стоянок при выполнении работ и рациональных схем строповок. В ППР на совместную работу кранов указываются расстояния между грузоподъемными механизмами и привязки относительно существующих объектов или реперов.

При разработке ППР на совместную работу башенных кранов, стоит учитывать то, что расстояние по горизонтали между кранами, их стрелами или стрелой одного крана и перемещаемым грузом на стреле другого крана, должно быть не менее 5 м. Помимо этого, в ППР с помощью двух кранов должны быть указаны места стоянок кранов в нерабочее время, с условием того, что стрела любого крана при повороте не могла задеть секцию, стрелу, противовес или канаты подвески другого крана.

На схемах графической части ППР при совместной работе двух башенных кранов с балочными стрелами (горизонтально-расположенными, оборудованными грузовыми каретками), если их рабочие зоны пересекаются, то стрелы и противовесные консоли башенных кранов должны находиться на разных уровнях. Разность уровней стрел и противовесов кранов должна составлять не менее 1 м. Также должны быть указаны расстояния, привязки и углы стоянок кранов.

В составе ППР на работу двумя кранами должны быть прописаны мероприятия по безопасному производству работ, указаны обязанности лиц ответственных за безопасное производства работ с применением кранов, машинистов и стропальщиков.

Разработка ППР на производство работ одного крана и АГП

Для выполнения сложных видов строительно-монтажных работ, например, монтаж вентиляционного оборудования, помимо работы крана, который выполняет подъем оборудования, может быть одновременно задействован автогидроподъемник АГП.

При таком совмещении механизмов, когда необходимо соблюдать технологическую последовательность, а также мероприятия по безопасному выполнению работ, в обязательном порядке разрабатывается ППР на совместную работу крана и АГП.

Особенности разработки ППР при совместной работе крана и АГП

В составе проекта производства работ ППР на совместную работу крана и АГП находится информация о последовательности выполнения технологических операций при совместном производстве работ. Указаны места стоянок крана и АГП. Прописаны мероприятия и требования по безопасному производству работ крана и АГП, например, указано требование, что корзина АГП с рабочими подводится к месту производства работ, только после наведения стрелы крана с грузом в предпроектное положение. В ППР указаны места крепления рабочих, учитывая опасные зоны работы крана, а также приложена знаковая сигнализация при выполнении работ.

Заказать ППР на совместную работ кранов или крана и АГП.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Стартовая полоса для пластиковых откосов
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector