Hist-of-rus.ru

Строй журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где брали кирпич для кремлевской стены

Правда ли, что Кремль раньше был белым?

Мы привыкли видеть Московский Кремль красным — с красными стенами, башнями, зубцами — и многими кирпичная расцветка главной крепости страны воспринимается как нечто неотъемлемое, мол, на Красной площади — красная стена. Но так ли это на самом деле?

На самом деле, нет: в прошлом стены и башни Кремля было принято белить.

Но белить Кремль стали далеко не сразу. В 1482-1495 годах, когда итальянские зодчие возводили московскую крепость, мыслей сделать её белой ни у кого не возникло: тогда кремлёвские стены и башни рассматривались как в первую очередь фортификационное сооружение, и белить их было бы стратегически неправильно — ведь при попадании в стену любого снаряда степень её повреждения сразу стала бы заметна противнику. Кроме того, строить краснокирпичные крепости было просто в традициях итальянцев: например, в Милане незадолго до этого был построен в целом похожий на Московский Кремль кирпичный замок Сфорца (Кастелло-Сфорцеско) — и даже зубцы на его стенах были точно такими же.

Перекрасить Кремль в белый цвет решили много позже — на рубеже 17-18 веков, когда его стены и башни утратили фортификационное значение. Из соображений красоты и следуя веяниям моды того времени, крепость побелили — как и многие прочие российские кремли.

Впрочем, это вовсе не означает, что Кремль постоянно был белоснежным: стены крепости белили по случаю праздников, торжеств и различных важных событий (коронации царей, например), в остальное время они могли быть облезлыми и, опять же, выглядеть скорее красными, чем белыми. Кроме того, отдельные башни — например, Спасскую и Никольскую — не всегда красили в белый и оставляли в красном цвете с декоративной целью, то есть в некоторые периоды своей истории Кремль мог быть частично белым и красным одновременно.

Белый Кремль на фотографиях

К счастью, времена побелки застала фотография, и современным москвичам доступно достаточное количество фотосвидетельств, на которых башни и стены Кремля запечатлены и белыми, и красными.

На раскрашенном дагеротипе Ноэля Леребура, который сделан в 1842 году и считается старейшей из известных фотографией Москвы, стены и башни — Боровицкая, Водовзводная и Благовещенская — Кремля запечатлены в чистом белом цвете.

Фото: дагеротип Леребура, 1842, pastvu.com

На снимке 1856 года Водовзводная башня Кремля предстаёт ярко белой — возможно, побелена незадолго до этого по случаю коронации Александра II.

На фото 1895-1897 года Кремль уже разноцветный: Водовзводная башня по-прежнему ярко выбелена, Благовещенская и Тайницкая — а также стена вдоль Москвы-реки — выглядят облезлыми, а вот Боровицкая башня и прилегающая стена словно вовсе не имеют следов побелки, либо она полностью сошла или была вычищена.

Фото: вид на Московский Кремль с Большого Каменного моста, 1895-1897, pastvu.com

Спасская башня на открытке примерно тех же лет — 1895-1903 — имеет красный цвет с декоративными белыми элементами: судя по всему, её в те годы не белили из эстетических соображений. Прилегающая к башне стена при этом выглядит облезлой, то есть красной оставили только башню — стена вокруг неё побелена.

Фото: Красная площадь и Московский Кремль (Спасская башня), 1895-1903, pastvu.com

Снимок 1908 года вновь демонстрирует Водовзводную, Благовещенскую, Тайницкую и Боровицкую башни и прилегающие к ним кремлёвские стены облезлыми: они явно побелены, но довольно давно.

Фото: вид на Московский Кремль с Большого Каменного моста, 1908, pastvu.com

Белый Кремль на картинах художников

Помимо фотографий, белые кремлёвские стены можно увидеть на картинах художников разных лет.

Раскрашенный рисунок Фридриха Гильфердинга «Спасские ворота и Покровский собор» (оригинал — 1787) представляет зрителю красную Спасскую башню с декоративными белыми элементами и белые прилегающие стены. Вершина Набатной башни также выкрашена в белый цвет.

На рисунке художника итальянского происхождения Джакомо Кваренги (1797) Спасская башня и прилегающие к ней стены изображены белыми.

На ведуте Фёдора Алексеева «Красная площадь в Москве» (1801) — одном из наиболее известных и обсуждаемых изображений Красной площади — Спасская башня и кремлёвские стены изображены белыми, но уже изрядно потемневшими.

Интересным образом Кремль подан на картинах Максима Воробьёва, написанных в 1818 и 1819 годах: живописец изображает его со стороны Устьинского моста (1818), затем со стороны Большого Каменного моста (1819) — фактически, с противоположных ракурсов. Все видимые на картинах башни и стены белые, слегка облезлые.

Одним из наиболее известных изображений белого Кремля стала картина Петра Верещагина «Вид на Кремль» («Вид Московского Кремля»), написанная в 1879 году. На ней изображён вид крепости со стороны современной Софийской набережной: все видимые башни и стены Кремля ярко выбелены.

Когда Кремль перестали белить?

Когда и почему Московский Кремль перестали белить — достаточно спорный вопрос, по которому можно однозначно ответить лишь то, что это произошло в советские годы.

Есть мнение, будто бы Кремль покраснел из идеологических соображений — мол, «красному» правительству — красный Кремль. Также высказываются догадки, что стены перекрасили по особому распоряжению Иосифа Сталина после окончания Великой Отечественной войны.

В действительности же белый цвет Кремля не слишком смущал новое правительство: во всяком случае, сразу после Революции перекрашивать стены никто не собирался, и они продолжали невозбранно облезать вплоть до начала войны, когда с целью маскировки крепости их раскрасили под городскую застройку. После расчистки «камуфляжа» Кремль просто не продолжили белить: было ли это продиктовано банальной простотой (ведь оставить красным и слегка подкрасить для реставрации — гораздо проще, чем белить), стремлением к исторической эстетике (ведь изначально Кремль всё-таки был красным) или идеологическими соображениями — неизвестно.

Так или иначе, с реставрации по случаю 800-летия Москвы в 1947 году до наших дней крепость остаётся красной.

Прогулка по Кремлевской стене.


В распоряжении нашей редакции оказалась полная подборка фотографий, сделанных Ильей Варламовым с кремлевской стены и из башен. Илья уже публиковал на этой неделе ряд фотографий, мы же в свою очередь публикуем неопубликованные интересные детали с нашими небольшими историческими комментариями.


Вид на Красную площадь “смотровой площадки” – седьмого яруса Спасской башни.
Мы с самых ранних лет привыкли к этому виду большого открытого пространства, но до начала XIX века все было совсем по-другому.
Поскольку Кремль строился как оборонительное сооружение, то он со всех сторон был окружен водой: с одной стороны Москва-река, с другой – Неглинная, а по Красной площади проходил искусственный ров, который, правда, к конце XVIII века уже не был заполнен водой, но все мосты сохранялись.
Выглядело все примерно так:

Читать еще:  Кирпича или стеновые блоки

А на самой площади вечно кучковались различные лавки и торговые помещения.

Так выглядит седьмой ярус. Напомню, что 1-5 ярусы были построены в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари. А ярусы выше пятого (вся верхушка башни) – были построены в готическом стиле только в 1624-1625 годах английским архитектором Христофором Галовеем при участии русского мастера Бажена Огурцова. На этой фотографии видны аркбутаны – архитектурный элемент средневековых готических соборов.

На этом месте куранты существуют с 1625 года (с момента надстройки башни). Самые первые были вообще без стрелок! В 1705 году по указу Петра I Спасские часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. В 1770 году были установлены английские часы, найденные в Грановитой палате.

Федор Алексеев. Вид в Кремле у Спасских ворот. Около 1800 г.
При этом изначально часы были непривычными: у них вращались не стрелки, а сам циферблат.

Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Буденоп в 1851—1852 годах и установлены на 8-10 ярусах Спасской башни. С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн России «Боже, царя храни», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна».

В 1918 году куранты стали играть “Вы жертвою пали” в 0 часов и “Интернационал” в 12 часов. В 1932 году было решено оставить только “Интернационал”, который исполнялся в полдень и в полночь. А с 1938 года куранты лишились музыки, отмечая своим перезвоном лишь каждый час и каждую четверть.

Металлические конструкции с винтовой лестницей к часам внутри башни сделаны по проекту архитектора К. Тона в середине XIX века.

В целом, внутри почти все башни просто пустые, стены выкрашены в белый цвет, а важные и несущие конструкции помечены красным

Старый шпингалет на двери

Царская башня – самая молодая и самая маленькая башня, сооружена в 1680 году. Строго говоря, это не башня, а каменный терем, шатёр, поставленный на стене.
Этот шатёр называется Царским, сторожевым, набатным или всполошным потому, что государи Российские после своего коронования всходили сюда показаться народу, собравшемуся на Красной площади, и что здесь некогда висел набатный, или переполошный, колокол, в который звонили в случае угрожавшей городу опасности. Такой звон назывался всполохом.
Когда-то на месте неё была небольшая деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван IV (Грозный) любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади.

Этими ступенями ходили цари

Основание Царской башни.

Если приглядеться к левому краю кадра, то видно движение на стройплощадке, которая больше 10 лет была заморожена. Началась разборка недостроенного бизнес-центра “Царёв сад”, строить который начинали в 1997 году.

Лестницы в кремлевской стене изкие и извилистые

Этот отрезок стены с башнями на самом деле новодельный, конца XVIII века. Дело в том, что в 1768 г. архитектором В. И. Баженовым был создан проект и крупномасштабный макет будущего кремлевского дворца. Дворец должен был занимать всю приречную территорию Кремля, поднимаясь от берега Москва-реки и закрывать собой весь Боровицкий холм и все его постройки. Для этих целей в 1770 г. была разобрана кремлёвская стена вдоль реки с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной башней. Внутри Кремля был разрушен тянувшийся от Архангельского собора на восток по бровке холма корпус приказов. 1 июня 1773 г. произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 г. Позднее была восстановлена крепостная стена и разобранные ранее башни вдоль Москва-реки (до 1778 г., по проекту М. Ф. Казакова).
Кремлевский дворец Екатерины Великой должен был выглядеть примерно так:

Холм за стеной вдоль реки выглядит так:

А еще несколько веков назад здесь кипела и шумела жизнь:

Подол Московского Кремля в XVII веке
Картина Сергея Глушкова (см. отдельную публикацию с работами автора)
Это был полноценный жилой район города, очень при этом густонаселенный.
На переднем плане – церковь Константина и Елены в окружении деревянных построек монастырских подворий. За колокольней виден фрагмент Государевых приказов с кровлей, покрытой белокаменной лещадью (плитами). На дальнем плане многоглавие снесенного в советское время Вознесенского монастыря.

Невозможно не рассказать о зубцах кремлевской стены. Один из символов Москвы и России был заимствован из Италии. В точности такие же зубцы можно увидеть в замках Милана, Вероны и прочих городов. В то время в в Европе шла ожесточенная борьба двух политических группировок – гвельфов и гибеллинов. Первые были за Папу Римского, а вторые – за императора Священной Римской империи. Первые строили крепости с квадратными зубцами, а вторые – с зубцами в виде ласточкиного хвоста (или, как тогда считалось, в виде распахнутых крыльев орла). Приехавшие в Московию итальянские зодчие то ли были за гибеллинов, то ли просто здраво решили, что московские цари уж точно не за Папу. Так или иначе, но символ гибеллинов прочно и надолго обосновался в Москве.

Западная стена кремля и Комендантская башня. На переднем плане слева – Потешный дворец.

Вид на Потешный дворец с севера. Он построен в 1652 году для боярина Н.Д. Милославского – тестя царя Алексея Михайловича.
После смерти хозяина в 1669 году дворец отошел в казну, в конце 17 века в нем проживали царевны и вдовствующие царицы, а с 1679 года их переделали под театр. Здесь устраивались различного рода “потехи” – увеселения для царской семьи. И название бывшие хоромы Милославского получили соответственное – Потешный дворец.
С этой стороны к нему примыкало еще одно крыло с высоким крыльцом, все это сломали в XVIII веке. То есть, большая часть нынешнего фасада изначально была обращена в интерьер. На 2, 3 и 4 этажах видны заложенные порталы – входы в когда-то примыкающее крыло. Наличники, которые мы видим – это стилизация Шохина, выполненная в 1874—1875 годах.

Читать еще:  Марка кирпич применяют для внутренних стен

Этот дворец – одно из самых удивительных московских зданий XVII века. Особенно впечатляет резьба наличников.

До неузнаваемости перестроенные корпуса Потешного дворца. Возможно, что от XVII века в этом крыле не так то много и осталось.
При Петре I во дворце разместили Полицейский приказ, а в 1806 году здание приспосабливается под жилье и канцелярии коменданта Москвы.

Жёлтое крыло когда-то тоже было богато декорировано, так же, как и левая часть.

В настоящее время во дворце размещаются службы Комендатуры Кремля, по инициативе которой в 2000—2004 годах на памятнике проведены реставрационные работы по восстановлению первоначального завершения и отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и Потешного дворца.
Реставрация Потешного дворца была удостоена Золотого диплома Международного архитектурного фестиваля «Зодчество – 2002».

Со стены можно немного поближе посмотреть и на край Теремного дворца, спрятанного глубоко на закрытой территории.
Шикарно он выглядит на картине Джакомо Кваренги:

Среди плотной застройки обнаружилась теплица, в которой выращивают растения для украшения Государственного кремлевского дворца.

“Лужайка Никсона” у Боровицких ворот – снесенный в 1972 году квартал, ради американского президента Никсона, которому, по мнению наших властей, могла бы не понравиться историческая застройка, выглядевшая несколько потрепанной в тот момент и требовавшая реставрации. Кстати, именно здесь в 1930-х был единственный жилой район на Моховой, поэтому Витька из знаменитой песни “Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой” жил именно здесь.

Чтобы птицы не портили кремлевские звезды горизонтальные грани покрыты еле заметными шипами.

Изящная черепица одной из башен

Под крышей Большого Кремлевского дворца есть колокола.
Кремлевская стена реставрировалась множество раз, и кирпичи в ней уже совершенно из разных эпох, что наглядно подтверждается клеймами

Кирпичная кладка с клеймами XIX века (двойная рамка на клейме используется с 1812 года и до конца 1870-х годов). Эти же кирпичи, вероятно, середины XIX века.

Аналогичная кладка, середины XIX века.

Эти уже явно после революции вставлены, видимо в середине ХХ века при реставрации.

Кирпичная кладка с клеймами 1948 года.

Как уже многие поняли, вся стена – это сплошь прожектора и кабели питания.

Кремлевский оркестр по кремлевской стене выходит из своей репетиционной базы в Троицкой башне

Солдаты-срочники оставляют свои послания в будущее на кабелях и стенах

Довольно непривычный вид на Александровский сад. Пародоксально, но сад, названный в честь Александра I так никогда и не переименовывали. Даже в советское время.
Сам Александровский сад был устроен после войны 1812 года, до этого времени здесь текла Неглинная и стояли бастионы.

Что скрывают стены Кремля

Московский Кремль – это крепость в центре Москвы и древнейшая ее часть.Это главный общественно-политический и художественный комплекс города. Также Кремль является официальной резиденцией президента Российский Федерации.

Так выглядят стены и башни современного Кремля из красного кирпича:

Так выглядят стены Кремля, возведенные из красного кирпича

Но что же находится внутри башен, и что спрятано от взглядов туристов и от взоров обычных обывателей? В этой статье мы расскажем вам об интересных фактах о кремлевской стене и о том, что за ней скрывается.

Историческая справка

Кремлевская крепость расположена на высоком левом берегу Москвы-реки на Боровицком холме при впадении в неё реки Неглинной. По плану, Кремль – это неправильный треугольник площадью 27,5 гектара. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная – к Александровскому саду, восточная – к Красной площади.

За время своего существования кремлевская крепость перестраивалась и видоизменялось 10 раз. По сведениям историков, в 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяженностью 850 метров и площадью около 3 гектаров. Укрепление было окружено рвом шириной 16-18 метров и глубиной не менее 5. Земляной вал по ширине был около 14,5 метров и 7 метров по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплен дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер. По сведениям исторической хроники, в 1339 году из дуба также были построены стены и башни.

Кардинальная перестройка Кремлевской крепости началось в 1366-1368 годах при великом кинязе Дмитрии Донском. Деревянные стены Кремля были заменены на стены и башни из местного белого камня. По данным археологов, каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма. По некоторым сведениям, начиная с 1485 года, на протяжении целого десятилетия белокаменную облицовку стен и башен разбирали, а на их месте возводили новую – из обожженного красного кирпича. По другим сведениям, стены и башни просто обложили красным кирпичом, не разбирая старую кладку.

Площадь крепости была увеличена за счёт присоединения значительных территорий на северо-западе и достигла 27,5 гектаров, а Кремль получил современные очертания неправильного треугольника.

Форма башен и завершение стены в виде зубцов напоминает замок Скалигеров в Вероне и замок Сфорца в Милане. Московский Кремль повторяет замок Сфорца вплоть до мельчайших деталей. Верхушки стен российской крепости венчают 1045 зубцов в форме ласточкиного хвоста – даже высота у них одинаковая (71 сантиметр). Вот и думай теперь, кто у кого скопировал дизайн… То ли итальянцы у русских, то ли наоборот. Но историки утверждают, что есть письменные свидетельства того, что для реконструкции Кремля были приглашены именно итальянский зодчие.

В 1508 году вдоль стены был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль окончательно превратился в неприступную окруженную водой со всех сторон крепость, обособленную от разросшегося к тому времени города. При реставрации стен и башен в 1946-1950-х годах внутри их кирпичной кладки, в нижних частях и фундаментах были обнаружены белокаменные блоки, использованные в качестве заготовки. Возможно, что это и есть остатки белокаменных стен Кремля времени Дмитрия Донского.

В настоящий момент протяженность Кремлевский стены составляет 2 километра 235 метров. Стена, как бы следя за очертаниями Кремлевского холма, становится то выше, то ниже. Толщина Кремлевской стены от 3,5 до 6,5 метров при высоте от 5 до 19 метров. Здесь находится 20 башен различных высот, форм и стилей.

Что скрывают стены Кремля

А сейчас мы совершим прогулку по Кремлевской стене и заберемся на недоступные обычному человеку башни. На башне есть 2 площадки – 1 под часами, 2 – над ними. Вы не поверите, но на Спасской башне растут деревья. Со стороны часов это не видно с Красной площади, но они там есть. Вот так выглядят кирпичи:

Читать еще:  Отделка стен лестниц под кирпич

Кирпичи, из которых возведена кремлевская стена выглядят таким образом

На каждом из кирпичей – гравировка “А.Гусаров”. Наверное, историки знают, кто это такой:

На каждом кирпиче – гравировка “А. Гусаров”

За одной из башен сложен какой-то мусор. Там же можно увидеть крепления для Кремлевской елки:

В местах, скрытых от глаз туриста, расставлены баки с мусором и детали для крепления новогодней ели

На протяжении всей Кремлевской стены стоят прожектора, подсветки. И ходить свободно там достаточно сложно:

Вдоль всей стены установлены прожектора и различные виды подсветки

Так выглядит лестница в одной из башен:

Лестница в одной из башен Кремлевской стены

На самом деле, большинство башен пустые внутри. Там располагается разнообразное электрооборудование и прочие коммуникации. Ходят слухи, что, несмотря на большое количество датчиков и камер, городские сумасшедшие иногда пытаются брать стену штурмом.

У Кремлевский стены между комендантской и Троицкой башнями находится инверсное гражданское сооружение середины 17 века – так называемый “потешный дворец”. В 19 веке в потешным дворце жил комендант Москвы. В 20 веке здесь была первая Кремлевская квартира Иосифа Виссарионовича Сталина до 1932 года. Потешный дворец – единственный сохранившийся в кремле архитектурный памятник боярского жилья.

Интересным фактом является то, что за Кремлевский стеной находится большое количество вот таких вот клеток:

Подобные клетки расположены повсюду, если заглянуть за Кремлевскую стену

На самом деле, это самая настоящая ловушка для ворон. Бывает, в клетку набивается до 200 птиц. Дальнейшая их судьба неизвестна… Как думаете, что потом с ними делают? Ходили слухи о том, что из ворон делают котлетки в Кремлевской столовой.

На скамейке в Троицком саду посидели все президенты и все генеральные секретари России, а вот в таких вот щитках на некоторых башнях висят телефоны спецсвязи:

Телефоны специальной связи на башнях Кремлевской стены

Стены внутри некоторых башен не отличаются от подъездов домов в неблагоприятных районах. Это опровергает теория некоторых ученых о том, что “гадят там, где грязно”. В Кремле чисто, но “быдло гадит” даже на вековых кремлевских стенах.

Удивительно, но на стене есть металлические ворота:

Металлические ворота на Кремлевской стене

Охранники шутят, что здесь они нужны для того, чтобы музыканты президентского оркестра, расположенного в Троицкой башне, не смогли убежать. Вдоль всей Кремлевской стены идёт множество труб и электрических кабелей. А это теплица – в ней выращивают растения, которыми украшают интерьеры помещений кремлевских дворцов:

Теплица, в которой выращиваются все растения, служащие декорацией для помещений Кремля

Так со стены выглядит вечный огонь славы у могилы неизвестного солдата:

Вечный огонь у могилы неизвестного солдата (вид с Кремлевской стены)

Жаль, что в столицах всех стран мира исторический центр города принадлежит народу (даже туристы вправе фотографировать и изучать старинные постройки и сооружения), а Российской Федерации кремлевская крепость стала резиденцией “государя” и закрытой территорией. Россиянам остается только гадать, что скрывают кремлевские стены…

Живее всех живых. Когда уберут некрополь от стен Кремля?

Михаил Генин, журналист, маркетолог, эксперт по IT- и медицинскому рынкам:

Чтобы перенести некрополь, политическая воля нужна, а так-то давно пора. Но у нас, как обычно, если это и начнут делать, то чтобы переключить фокус внимания с более насущных тем. Плюс после некрополя обязательно встанет вопрос Мавзолея.

Андрей Громов, редактор проекта «Новая этика»:

На мой взгляд, сегодня проблема некрополя у стен Кремля никого особенно не волнует. Логика путинского режима: пусть все внешне будет как при совке (как в 70-е), только с айфонами и церквями. И некрополь в нее вписывается почти полностью. Но именно что почти. К айфонам захоронения коммунистических деятелей отношения никакого не имеют, а вот к церкви — имеют. То есть есть только одна логика, в которой этот некрополь для нынешнего режима может быть неуместен — таковой может быть логика и воля РПЦ. Вот собственно и ответ: если у РПЦ будет жесткая позиция и внятная воля — некрополь может быть перенесен. Если нет, все останется как есть.

Игорь Мальцев, журналист и продюсер:

Надо убирать Мавзолей, а могилы космонавтов никому не мешают. Думаю, что вынос Ленина публика воспримет спокойно. Он уже на фиг никому не нужен, кроме туристов из Китая.

Максим Саблин, юрист, писатель, кандидат социологических наук:

Я бы на вопрос: «Надо ли переносить некрополь?» ответил отрицательно. Да, мумифицированный «вождь мирового пролетариата» выглядит в современном мире дико, да, захоронение партийных советских лидеров у Кремлевской стены кажется неуместным, но это наша история. Зачем при каждой смене курса рушить прошлое? Разве мертвые вредят? Опасность, очевидно, исходит от живых — сторонников несменяемой власти, вот о них говорить интереснее. На мой взгляд, даже лучше оставить некрополь на главной площади страны, сделать музей и проводить экскурсии — возможно, люди чаще будут задумываться, хотят ли они жить в том прошлом или желают иного выбора?

Сергей Мурашов, специалист по международным перевозкам:

Я считаю, что давно пора это сделать, так как держать в таком состоянии труп Ленина представляется мне неверным с любой точки зрения. Это и нарушение его воли, и не по-христиански, и просто противоестественно — чистой воды издевательство над трупом. Вы видели, что там на самом деле осталось от Ленина? Я как-то публиковал фотографии. Остальных захороненных тоже лучше переселить в какое-то другое приличное место. Что для этого нужно? Ну, можно референдум объявить — где-нибудь в Швейцарии непременно бы так и сделали.

Мне кажется, кладбище это никогда перенесено не будет. Это слишком радикальный жест для нашего инертного общества. Скорее, Кремль снесут, а площадь застроят. Но у кладбища этого есть шанс обрасти плющом, превратиться в очаровательные руины, в которые однажды превращается любой некрополь. Сейчас на Красной площади царит официоз, который убивает древний дух места, но это не вечно. Официоз схлынет, и старые боги воскреснут.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector