Hist-of-rus.ru

Строй журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От откоса до нефтепровода

Форум для экологов

Форум для экологов

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Персональные данные

Трубопровод прокладывается через лес.

Модератор: Ecolog-Julia

Трубопровод прокладывается через лес.

Сообщение Hilda » 17 мар 2009, 01:46

Re: Трубопровод прокладывается через лес.

Сообщение ЮВ » 17 мар 2009, 01:46

Re: Трубопровод прокладывается через лес.

Сообщение Hilda » 17 мар 2009, 01:46

Re: Трубопровод прокладывается через лес.

Сообщение vn-energo » 17 мар 2009, 01:46

Re: Трубопровод прокладывается через лес.

Сообщение ЮВ » 17 мар 2009, 01:46

итак:
в составе экологического обоснования перевода лесных земель в нелесные, предоставляемого на ГЭЭ, должны содержаться следующие материалы:
— сведения о состоянии лесов за последние 5 лет, о погибших лесах в результате пожаров, болезней, стихийных бедствий, выполненных лесовосстановительных работах;
— оценка воздействия на окружающую природную среду в части сохранения биоразнообразия лесных экосистем после перевода лесных земель в нелесные (изменение лесистости, видового состава, возраста лесов, их бонитета. других видов флоры и фауны, в том числе относящихся к «краснокнижным», а также мероприятия по их сохранению;
— сведения о защитных функциях лесов и возможность изъятия лесных земель без ухудшения условий существования и развития природных комплексов;
— гарантии или мероприятия по сохранению целостности лесного массива, исключение создания фрагментации биотопов как фактора, влияющего на биоразнообразие;
— данные о наличии ООПТ и мероприятия по исключению негативного воздействия на них в результате перевода лесных земель в нелесные;
— обоснования неизменности степени противопожарной защиты после перевода лесных земель в нелесные и создания проектируемого объекта;
— гарантии или мероприятия по сохранению экологических функция лесных земель в части депонирования углерода и пополнения атмосферы биогенным кислородом, обоснование площади и видов лесных культур для компенсационных посадок;
— сведения об изменении состояния почв на участке лесных земель, подлежащего переводу в нелесные и прилегающих к нему земельных участков, воздействие изменения состояния почв на биоразнообразие указанных территорий;
— данные по изменениею гидрологического режима данного лесного массива и прилегающих массивов в результате перевода лесных земель в нелесные и строительства объектов, оценка влияния данного изменения на состояние лесов и других нелесных природных ресурсов;
— экономическая оценка ущерба, наносимого лесному хозяйству, и другим видеам флоры и фауны и расчет размера платы за перевод лесных земель в нелесные и (или) за изъятие земель лесного фонда;
— проект рекультивации земель.

вот такие вот замечания по новому строительству[!rules]

Дюкерный переход ГНБ через водные преграды

Зачастую на пути трубопроводов встречаются естественные или искусственные препятствия. Это могут быть низко расположенные автомагистрали, железнодорожные пути, водные потоки, овраги, подземные сооружения. Магистральный переход через преграду называется дюкерным.

Что такое дюкер?

Изогнутый отрезок напорного трубопровода с горизонтальной частью, минующей препятствие. Система функционирует под напором, который делает недоступным ее осмотр. В связи с чем, на стадии прокладки дюкерных труб предпринимаются все возможные меры для обеспечения высокой пропускной способности участка. Чтобы жидкости всегда могли свободно двигаться, на одном либо обоих концах перехода сооружаются грязеуловители – осадочные колодцы с решетками. Система также предполагает устройство запорной арматуры и приспособлений для промывки труб.

Сфера применения дюкерного прохода разнообразная – от систем водоснабжения, канализации, орошения до нефтепроводов, газопроводов и пр. Содержимое трубопроводов движется как самотеком, так и с помощью насосного оборудования. Прокладку под «сухими» и «мокрыми» препятствиями чаще всего выполняют горизонтальным бурением с помощью ГНБ-установок. Трубы для перехода используются железобетонные, полиэтиленовые или стальные. Гидравлический расчет отрезка основывается на выборе трубных изделий с экономически выгодными диаметрами и определении в трубах потерь напора.

Особенности прокладки дюкера ГНБ через реки и водоемы

Создание закрытого перехода через водные препятствия считается одним из самых сложных. Сваренные дюкерные трубы протаскивают в канале, который пробуривается перпендикулярно к препятствию. Кривизна прохода ограничивается только изгибом буровых штанг. Бурением управляет машинист, руководствуясь данными локации и компьютера.

Метод ГНБ работает в грунтах различной плотности, включая скальные. Прокладка затрудняется в плывунах, а также в слабоустойчивых грунтах с примесью булыжника, гравия, металлических включений. В таких случаях прибегают к укреплению стенок прохода обсадной трубой или применяются усиленные буры. Диаметр прохода и допустимая его длина зависят от технических возможностей бурильного оборудования. Чтобы трубопроводная система при пересечении водоема не пострадала, трубы укладываются в канал, вырытый на глубине, которая обеспечивает беспрепятственное судоходство. Сборка труб выполняется на берегу. Для дюкерного прохода задействуют стальной трубный прокат с антикоррозийной защитой или высокопрочные полимерные изделия.

Погода на процесс прокладки сильно не влияет. Вместе с тем оборудование для приготовления бурового раствора нуждается в защите от замерзания. Поэтому при похолодании для техники сооружается тепляк. А если температура опускается ниже -15С, то полиэтиленовый трубопровод перед укладкой прогревают, пропуская теплый воздух через систему.

Требования к дюкерному переходу

  • Под водными преградами протягивают не менее 2-х параллельных линий, каждую из которых подвергают испытаниям на 100%-й пропуск проектного расхода.
  • Между дюкерами должны соблюдаться нормативы расстояния:
  • для водопроводных – не менее 1,5 м;
  • для канализационных – от 0,7 м до 1,5 м (зависит от давления).
  • Согласно нормативам наименьшее расстояние от дна до верха заглубленной трубы должно составлять 0,5 м, а в зонах фарватера на судоходных реках – 1 м. Данные рассчитывались с учетом возможного переноса русла или размыва дна. Однако эти нормативы не столь значимы при протягивании дюкера способом ГНБ – трубопроводные линии проходят гораздо глубже прогнозируемых изменений русла.
  • Наклон восходящего отрезка дюкерного прохода должен составлять не более 20 градусов относительно горизонта.
  • На концах изогнутой линии предусматривается возведение осадочных колодцев, отметка планировки которых должна быть выше на полметра наибольшего уровня в водотоке с 5%-й обеспеченностью. И выше на полметра по отношению к горизонту высоких вод с 3%-й обеспеченностью — при сооружении колодцев в пойме.
  • При проектировании подземного дюкерного прохода через водоемы, которые используются в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, рыбного хозяйства или судоходства, требуется согласование с контролирующими органами.
Читать еще:  Гранд смета устройство откосов

Прокладка дюкера ГНБ методом имеет ряд преимуществ

  • Минимум разрушений в зоне работ – не нужно вскрывать дорожное покрытие или разбирать облицовку набережных.
  • Отпадает необходимость в ограничении или временном прерывании движения наземного и речного транспорта с последующей выплатой ущерба компаниям.
  • Сокращение рабочих сроков, а также строительных и эксплуатационных расходов.
  • Нет потребности в водолазном исследовании дна. Прокладке не мешает течение или ранее протянутые коммуникации.
  • Снижается риск повреждения труб различными предметами во время эксплуатации, в том числе якорями.
  • Не страдает экология, неудобства для проживающих рядом лиц минимальные.
  • Минимум восстановительных работ, не нужно укреплять береговые откосы.

Подготовительные работы для строительства нефтегазопроводов

Подготовительные работы при строительстве нефтегазопроводов

Процесс строительства нефтегазопроводов – сложный, ответственный, многоэтапный. Чтобы избежать возможных временных издержек и непредвиденных финансовых расходов, важно тщательно рассчитать, спланировать, организовать и провести подготовительные работы в строительстве сооружений трубопроводного транспорта.

Важно понимать, что подготовительный этап строительства потребует не только учесть максимальное использование средств механизации, но и четко распланировать каждый отдельный этап с учетом климатических особенностей и геологических условий.

Географически большую часть территории нашей страны занимают сильно заболоченные или обводненные участки местности. Грунты, как правило, обладают пониженной несущей способностью, а участки вечной мерзлоты дополняют сложности при прокладке ниток трубопроводов.

Прежде чем приступать к практическому обустройству коммуникации должен быть спланирован и выполнен целый комплекс мероприятий, в том числе:

  • исследование грунта;
  • разработка плана прокладки;
  • согласование проведения работ в различных контролирующих инстанциях;
  • подготовка рабочих площадок с учетом выбранного типа труб и т.п.

Для достижения лучшего результата подготовительный период строительства разделен на несколько последовательно выполняемых этапов.

Этапы подготовительных работ

К выполнению подготовительных и земляных работ, связанных с сооружением газопроводов, можно приступать только после завершения процесса отвода земель (в соответствии с ГОСТ Р 12.3.048) землевладельцам. Также должны быть получены разрешения на вырубку леса на отчужденных территориях, и производство работ в целом по прокладке магистрального трубопровода в охранной зоне. Дополнительно запрашиваются разрешения на выполнение всех необходимых пересечений с другими коммуникациями.

Все подготовительные работы в строительстве трубопроводов условно можно разделить на 3 основные группы.

  1. организационная;
  2. мобилизационная;
  3. технологическая (подготовительная).

От того, насколько качественно и профессионально будут проработаны вопросы в каждой их вышеперечисленных групп, напрямую зависит скорость, качество и экономическая эффективность строительства. А также – экологическая безопасность и соблюдение правил по охране труда.

Организационно-подготовительный этап

Все последующие мероприятия при строительстве нефтегазопровода планируются и осуществляются на основе и по результатам правильно организованной и спланированной работы. Важность этапа очевидна. И именно здесь проводятся такие мероприятия как:

  • Регистрация документации в соответствующем подразделении Ростехнадзора;
  • Оформление проектно-сметной документации
  • Заключение договоров (соглашений) с подрядчиками;
  • Отводы в натуре участков местности, отведенных под прокладку сооружений трубопроводного транспорта;
  • Получение всех необходимых разрешений и допусков на начало проведения работ при строительстве газопровода;
  • Решение бытовых вопросов, территориальное размещения персонала, материально-технического и иных видов обеспечения.

В первую очередь Заказчик должен определиться с площадкой-объектом будущей стройки, после чего подается заявка в проектную организацию для разработки соответствующей (проектной) документации. Далее осуществляется проверка корректности разработанной документации, выбирается подрядчик, как правило путем проведения тендера, согласовываются все основные вопросы, сроки производства работ.

Учесть потребуется массу вопросов, от разработки графика строительства объекта и всей необходимой технической документации, до планирования мероприятий обеспечения на зимний период времени (расчистка дорог, проминка трасс, завоз ГСМ на период автономии и пр.).

Мобилизационный этап

Организация работ по строительству газопроводов на данном этапе предусматривает выполнение целого ряда важных и необходимых мероприятий.

  • Необходимо подобрать и согласовать подходящие по размерам площадки, выбрать для них места, как под жилой городок (вагон-городок), так и под производственную базу, склад и мест стоянки строительной техники ее охраны.
  • Организовать (если требуется) буферную зону- терминал для заезжающих на вахту работников (Временное изолированное место дислокации для выявления зараженных вирусом COVID19)
  • Требуется определить потребность во временных зданиях и сооружениях, организовать их доставку к месту назначения.
  • Подключить к электрической сети и водоснабжению временный жилой городок, смонтировать ограждение
  • Обеспечить выполнение санитарно-гигиенических требований (организация места и ёмкости для временного хранения бытовых и производственных отходов)
  • Для первоначальной подготовки трассы необходимо спланировать и осуществить первичную перебазировку техники и людских ресурсов (как правило это: краны, бульдозеры, вахтовые автобусы (вахтовки), с помощью которых будет выполнен комплекс подготовительных работ, выполнения внетрассовых и вдольтрассовых работ для выполнения перебазировки и доставки машин, механизмов, материалов и людей к местам производства работ.
  • К жилому городку, административной зоне, складской и т.п., организуются временные подъездные пути. Доставляются необходимые на начальном этапе запасы материальных средств и пр.

Подготовительно-технологический этап

На данном этапе проводят следующие мероприятия:

  • Аттестацию сварщиков и применяемой технологии сварки, сварочного оборудования и сварочных материалов.
  • Устройство подъездных путей и вдольтрассового проезда
  • Расчистка полосы отвода от снега, леса и мелколесья
  • Приемку грузов на ж/д станциях;
  • Доставку труб, строительных материалов, оборудования, машин и механизмов на площадки складирования;
  • Приемка трассы от Технического заказчика и геодезическую разбивку
  • Геодезическая подготовка площадки (трассы) с указанием разбивочных осей и высотных отметок
  • Закрепление оси трассы трубопровода и пикетажа, детальная разбивка горизонтальных и вертикальных кривых, разметка строительной полосы разбивка углов поворота;
  • Приемка труб и вывозка их на трассу

При строительстве газопровода или нефтепровода земляные работы выполняются в объемах, которые необходимы для подготовки складской зоны, площадок складирования металлопроката, других запасов материальных средств. Осуществляется назначение песчаных карьеров и их первоначальная разработка. Создают участки/сварочные площадки для сварки труб в секциях.

Читать еще:  Откосы после установки балкона

Получение разрешений

Основной нормативно-правовой документ, определяющий порядок и правила получения разрешения на строительство объектов, входящих в категорию недропользования, определен приказом Роснедра (Федеральное агентство) № 287 от 2009 года.

В документе указывается, что такое разрешение необходимо, если планируется выполнение любого типа работ, связанного с недрами. Но такой момент, как необходимость и целесообразность проведения данного строительства подтверждается наличием:

— лицензии на пользование недрами;

— наличием проекта разработки месторождения;

— наличием проекта строительства подземных и наземных сооружений.

Такое разрешение можно получить в территориальном органе Федерального агентства, который имеется при каждом субъекте РФ.

В обязательном порядке предоставляются все правоустанавливающие документы на участок, его градостроительный план, а также все основные материалы, содержащиеся в проектной документации.

На рассмотрение заявления и изучение всех обосновывающих материалом законом отводится до 30 дней. По окончании этого срока должно быть либо выдано разрешение на строительство, либо оформлен мотивированный отказ.

Разработка технической документации

Для реализации проекта потребуется подготовить техническую документацию (проектно-сметная документация). Проектно-сметная документация разрабатывается в соответствии с требованиями НДТ проектными организациями/ институтами по заявке Заказчика и должна быть утверждена, пройти главгосэкспертизу перед началом строительства. Далее выдается генеральному подрядчику в производство работ.

Заключение договоров

Для выполнения тех или иных видов работ по сооружению нефтепровода или любого другого трубопроводного транспорта, как правило, заключается один или несколько договоров подряда с оформлением наряд-заказов. Это один из самых распространенных и одновременно, наиболее сложных вариантов заключение соглашение на возмездное оказание услуг. Применение вышеуказанного варианта договора, требует глубокой проработки по всем направлениям с выявлением всех нюансов. Все они должны быть учтены обоими сторонами. В противном случае, не удастся достичь четкого понимания порядка ценообразования и правил выполнения работ, а также дальнейшую (при необходимости) защиту прав сторон, как заказчика, так и исполнителя.

Все тонкости нормативно-правовой базы касающиеся подготовки оформления и подписания договора подряда регламентированы на законодательном уровне. Основные положения закреплены в главе № 37 ГК РФ. В обязательном порядке оговариваются (и прописываются на бумаге):

  • существенные условия;
  • сам предмет договора;
  • цена и порядок ценообразования;
  • сроки производства работ;
  • имеющиеся риски;
  • права и ответственность сторон, штрафные санкции, а также другие важные моменты.

Допускается наложение квалифицированной электронной подписи.

Разработка графика строительства объекта

График производства работ оформляется и согласовывается до начала строительства, как правило составляет его генеральный подрядчик. В нем должен отображается весь перечень строительно-монтажных работ с указанием сроков и последовательности их выполнения. Так же параллельно составляется график перебазировки техники и людских ресурсов, график поставки материалов и оборудования. Все графики входят в состав проекта производства работ, который так же разрабатывается подрядчиком и обязательно согласовываются с Заказчиком.

Подготовка к строительству вахтовым методом

Экспедиционно-вахтовый метод организации работ подразумевает собой выполнение работ, которое осуществляется силами мобильных подразделений с выездом трудовых коллективов на объекты, удаленные от места дислокации организации.

Вахтовый режим труда и отдыха работников определен циклом, включающий продолжительность вахты и вахтовой смены, внутрисменный режим труда и отдыха, междусменный вахтовый и межвахтовый отдых.

В комплекс работ по обеспечению деятельности вахтового городка входят все мероприятия по соблюдению соответствующих требований, включая, но, не ограничиваясь следующим:

  • Предоставление горячего питания (не менее 3-х раз в день)
  • Предоставление проживания в городке
  • Услуги прачечной (или стиральные машины)
  • Предоставление бутилированной питьевой воды
  • Вывоз и утилизация канализационных стоков
  • Вывоз и утилизация твердо-бытового мусора

По окончанию вахтовой работы предоставляется межвахтовый отдых в местах постоянного проживания.

Перебазировка техники

В первую очередь строительная техника перебазируется в район производства работ, производственное подразделение, которые занимается приемом грузов, освоением района строительства, инженерно-технической подготовкой и другими первоочередными работами. Затем перебазируется основное подразделение механизмов для выполнения комплекса работ основного периода.

Устройство подъездных путей

Подготовительные работы при строительстве нефтепровода предусматривают формирование подъездных путей в наиболее удобных и, одновременно, доступных местах. Необходимо максимально задействовать существующую дорожную сеть. При полном отсутствии дороги на каком-либо из участков прокладки магистрали следует обустроить временную дорогу. В дальнейшем, вся используемая дорожная инфраструктура поддерживается в надлежащем техническом состоянии силами и средствами компаний, выполняющих работы по строительству трубопроводного транспорта.

В зимнее время, при необходимости или в соответствии с проектом, предусматриваются ледовые переправы.

Устройство вдольтрассового проезда

Осуществляется на подготовительно-технологическом этапе. Для движения строительной колонны вдоль трассы строящегося трубопровода необходимо устройство вдольтрассового технологического проезда. Технологический проезд располагается во временной полосе отвода земель. Предусматривает выполнение следующих основных мероприятий:

  • закрепление оси трассы трубопровода, детализированная разбивка кривых, разметка полосы отвода;
  • расчистка от деревьев, кустарников, пней;
  • удаление валунов, нависающих камней и скальных пород;
  • снятие плодородного слоя почвы;
  • формирование отводов;
  • послойная проминка трассы (в зимнее время года)

В процессе эксплуатации крайне важно регулярно выполнять работы по поддержанию дорог в хорошем состоянии.

Техническая диагностика магистральных нефтепроводов, находящихся в эксплуатации. Виды технической диагностики, выполняемые на магистральных нефтепроводах, находящихся в эксплуатации. Сроки проведения первичной и периодической технической диагностики магистральных нефтепроводов, находящихся в эксплуатации. Организация и производство работ по подготовке и выполнению внутритрубной диагностики , страница 3

Диагностика участков нефтепроводов, входящих в единые технологические коридоры (Приложение 17 ОР-16.01-60.30.00-КТН-056-1 должна проводиться от начального участка коридора нефтепровода к конечному.

На участках технологического коридора, требующих снижения режима перекачки для пропуска ВИП, их пропуск выполняется одновременно по нескольким участкам данного коридора.

Общие требования к установке маркерных пунктов.

Установка маркерных пунктов для пропуска ВИП производится с целью точной привязки выявленных дефектов к трассе нефтепровода. План расстановки маркерных пунктов по трассе нефтепровода составляется в процессе подготовки технического задания на проведение внутритрубной диагностики и является его составной частью.

Читать еще:  Откос материал пвх толщина 10 мм

Маркерные пункты должны быть расположены над осью трубопровода. Расстояние между маркерными пунктами не должно превышать 2 км. Обязательна установка маркерных пунктов на переходах нефтепровода через реки, каналы, водоемы, железные и автомобильные дороги, на труднодоступных участках (болота, горные участки и др.), на участках вблизи промышленных объектов и населенных пунктов в соответствии с ОР-16.01-60.30.00-КТН-030-2-05.

Верхняя образующая нефтепровода в местах расположения маркерных пунктов должна находиться на глубине не более 1.5 метров. При большей глубине залегания трубопровода необходимо обеспечить необходимую глубину путем изготовления шурфа.

Маркерные пункты на местности должны обозначаться опозновательными знаками в соответствии с требованиями ОР-16.01-60.30.00-КТН-030-2-05.

Требования к установке маркерных пунктов на ПМН через водные преграды.

На переходах МН через водные преграды маркерные пункты устанавливаются на границах переходов и границах русловой части. Границы переходов и русловой части определяются в соответствии с требованиями ОР-16.01-60.30.00-КТН-053-1-04.

Маркерные пункты на переходах МН через водные преграды должны быть нанесены на топографический план перехода.

Типовая схема установки маркерных пунктов на ПМН через водные преграды приведена на Рис.1.

Рис.1 Типовая схема установки маркерных пунктов на ПМН через водные преграды

Требования к установке маркерных пунктов на ПМН через железные и автомобильные дороги.

На оси трассы ПМН через железные и автомобильные дороги должно быть установлено два постоянных маркерных пункта, расположенных на обеих сторонах дороги. Маркерные пункты должны располагаться на расстоянии 50-100 метров от подошвы откоса насыпи. Места установки маркерных пунктов должны быть указаны знаками на местности. Местоположение маркерных пунктов должно оставаться неизменным при проведении всех ВТД.

Каждый маркерный пункт должен быть привязан к постоянным ориентирам — опорам линий электропередач, задвижкам, вантузам, контрольно-измерительным колонкам и т.п. Привязка маркерных пунктов на местности должна быть отражена в Схеме установки маркерных пунктов на ПМН, которая является приложением к паспорту на МН.

Типовая схема установки маркерных пунктов на ПМН через железные и автомобильные дороги приведена на Рис.2.

Рис. 2 Типовая схема установки маркерных пунктов на ПМН через железные и автомобильные дороги

Наружная диагностика магистральных нефтепроводов

Виды наружной диагностики, применяемые на магистральных нефтепроводах, находящихся в эксплуатации:

1.Диагностика методами неразрушающего контроля:

− соединительных, конструктивных деталей, приварных элементов, ремонтных конструкций (муфт, приварных патрубков, вантузов, бобышек, «чопов»);

− ёмкостей сбора нефти с камер пуска и приёма СОД.

2.Акустико-эмиссионный контроль (далее — АЭК) участков нефтепроводов, на которых ВТД не проведена:

− участков нефтепроводов, построенных с применением подкладных колец и спиральношовных труб;

3.Измерение глубины залегания нефтепровода.

4.Электрометрическая диагностика (электрометрия) — для диагностирования состояния изоляционного покрытия нефтепровода, выявления коррозионно-опасных участков нефтепровода, диагностирования состояния системы ЭХЗ.

Для идентификации и измерения размеров дефектов после проведения ВТД, АЭК и электрометрии применяется дополнительный дефектоскопический контроль (ДДК), включающий:

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 267
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 603
  • БГУ 155
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 963
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 120
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1966
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 299
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 408
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 498
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 131
  • ИжГТУ 145
  • КемГППК 171
  • КемГУ 508
  • КГМТУ 270
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2910
  • КрасГАУ 345
  • КрасГМУ 629
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 138
  • КубГУ 109
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 369
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 331
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 637
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 455
  • НИУ МЭИ 640
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 213
  • НУК им. Макарова 543
  • НВ 1001
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1993
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 302
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 120
  • РАНХиГС 190
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 245
  • РГГМУ 117
  • РГПУ им. Герцена 123
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 123
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 131
  • СПбГАСУ 315
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 146
  • СПбГПУ 1599
  • СПбГТИ (ТУ) 293
  • СПбГТУРП 236
  • СПбГУ 578
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 194
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1654
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1473
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2424
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 325
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 309

Полный список ВУЗов

  • О проекте
  • Реклама на сайте
  • Правообладателям
  • Правила
  • Обратная связь

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector