Hist-of-rus.ru

Строй журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое береговой откос

Что такое береговой откос

  • Технология СП
    • Лекции ТСП
      • ТСП
      • Земляные роботы
      • Скреперы
      • Комплексно-механизированные работы
      • Организация строительных процессов поточным методом
      • Производство работ землеройными машинами
      • Транспортировка и уплотнение грунта
      • Бетонные работы в гидромелиоративном строительстве
      • Строительство оросительных каналов
      • Строительство земляных плотин
      • Строительство узлов ГТС
      • Строительство основных сооружений гидроузлов
      • Хворостяные и габионные работы
    • Методички
      • Технологія будівництва насосної станції зрошуваної ділянки
      • Організація і технологія будівельних робіт
      • Технология строительства насосной станции
      • Организация и технология строительных работ
  • Организация СП
    • Лекции ОСП
      • Система водохозяйственных организаций и их функции
      • Проектирование, состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации
      • Состав и содержание (ПОС) и (ППР)
      • Проектирование стройгенпланов
      • Планирование производства работ во времени. Календарные планы
      • Правила определения стоимости строительства
    • Методички
      • Проект організації будівництва зрошувальної системи
      • Проект организации строительства оросительной системы
  • Статьи
    • Пенобетон
    • Технология строительства закрытого дренажа
    • Организация и технология работ при строительстве горизонтального дренажа
    • Производство работ по строительству дренажа из витых ПВХ труб
    • Строительство закрытой оросительной сети
    • Техника безопасности в мелиоративном строительстве
    • Асбестоцементные трубопроводы
    • Технологические правила производства бетонных работ при возведении ГТС
    • Технология водопонижения и выбор эффективного оборудования
    • Механическое оборудование для забивки свай
    • Машины для уплотнения грунта
    • Устройство машин для уплотнения грунта
    • Студенческие статьи
    • Разное
    • Отделка балкона сайдингом
    • Предохранение древесины от гниения
    • Организация и технология осушительных работ
    • Инновации в строительстве
    • Ремонтные работы
    • Отделочные работы
    • Строительство домов и дач
  • Конференции
    • Перспектива-6
    • Перспектива-7
    • Перспектива-8
    • Перспектива-9
    • Перспектива-10
    • Перспектива-11
    • Перспектива-12
    • Интернет-конференции

Главное меню

  • Главная
  • Техника безопасности
  • Насосные установки
  • ГТС
    • Часть 1
    • Часть 2
  • Опускные колодцы
  • Карта сайта

Строительные работы

  • Ремонт автодорог
  • Земляные работы
  • Подводное бетонирование
  • Проектирование автомобильных дорог
  • Строительство автомобильных дорог
  • Устройство водоснабжения
  • Керамика в доме
  • Транспортные работы в строительстве
  • Бетонные работы
  • Электричество в доме
  • Устройство канализации
  • Теплые полы
  • Легкие металлоконструкции

Волногасящие пологие откосы

С увеличением пологости откоса (величины ) разрушительное воздействие волны уменьшается и откос может оказаться устойчивым без всякого крепления или потребуется лишь легкое крепление, например, слоем гравия.

Данные натурных наблюдений Е. Г. Качугина за переработкой берегов волнами позволили Б. А. Пышкину составить график (рис. 15.5) , для предварительного определения заложения откосов при разной высоте волн и разных грунтах, слагающих откос. Давая некоторый запас (), можно использовать этот график при проектировании плотин малой и средней высоты с неукрепленным верховым откосом или облегченным креплением. Такой откос простирается от НПУ на высоту наката волны, а вниз — до , далее откосы проектируют по условиям их статической устойчивости.

Поскольку каменные и бетонные крепления дороги, в ряде случаев пологий откос может оказаться экономичным решением.

Низовой откос, не подвергающийся действию волн, обычно крепится посевом трав или одерновкои по предварительно уложенному слою растительной земли в 20-30 см; реже низовой откос укрепляется слоем гравия (10 см) с обязательным организационным отводом поверхностных вод, или одиночной мостовой. Если возможное волнение, то нижняя часть откоса (до высоты вскатывания волн нижнего бьефа) крепится аналогично верховому в зависимости от высоты пологих волн. В зоне высачивания фильтрационной воды на откосе выше уровня нижнего бьефа устраивают крепление в виде слоя гравия или щебня.

Рис. 15.5 График для определения заложения неразмываемого верхового откоса
1 – глина; 2 – лесс; 3 – суглинок; 4 – мелкий песок; 5 — среднезернистый песок; 6 — суглинок со щебнем и валуном; 7 — крупный песок; 8 – гравий; 9 – галька; (пунктир-экстраполяция)

Защитные или отепляющие слои из песка и супеси толщиной 2- 3 м отсыпаются для защиты глинистого грунта экрана или тела плотины от промерзания в случае, если грунт пучинистый, а кривая депрессии заглублена от поверхности откоса менее чем на 2,5 м.

Гребень и откосы плотины. Возвышение гребня плотины над расчетным статическим уровнем воды определяют по формуле

, (15.8)

где а — запас, остальные обозначения такие же, как в (15.1).

Запас по высоте сооружения независимо от его класса следует учитывать для всех плотин. Минимальная величина запаса должна приниматься (согласно СНиП II-53-73) не менее 0,5 м.

Иногда для снижения отметки гребня плотины, что может дать большой экономический эффект, так как одновременно облегчается весь профиль плотины, на гребне или на откосе устраивается волноотбойная стенка — парапет. При этом превышение гребня плотины над НПУ должно быть не менее 0,3 м. Если предусматривается существование форсированного уровня воды в водохранилище, то отметку гребня назначают не ниже этого уровня.

Гребень плотины обычно используется для прокладки автомобильных и железных дорог. В этом случае его конструкция должна удовлетворять требованиям нормативных документов на проектирование дорог, но с учетом нужд эксплуатации плотины.

Ширина гребня, если на нем не прокладывается дорога, устанавливается из условия производства работ, но не менее 4,5 м.

При сопряжении земляной плотины с другими сооружениями гидроузла гребень обычно уширяется до величин, определяющихся конструкцией сопряжения и назначением создаваемых площадок. К примеру, при сопряжении водосливной бетонной плотины с земляной плотиной гребень последней расширяется для образования площадки, на которой возможно устройство шандоро и затворохранилищ или того и другого одновременно. Эта же площадка может использоваться для ремонта крана, обслуживающего водосливные отверстия и т. п.

Если, плотина сложена из глинистого грунта, гребень ее покрывают защитными слоями из песчаного или гравийного грунта. Толщину защитного слоя, включая толщину покрытия, назначают не менее, глубины промерзания грунта в данном районе.

Заложение откосов плотины зависит от грунтов тела и основания плотины и проверяется расчетом устойчивости.

Обычно заложение откосов находится в пределах 2,5-4. Более пологие верховые откосы часто получаются при необходимости пригрузки длинных понуров или устройства экрана из слабого по прочности грунта. Пологий низовой откос получается при необходимости пригрузки основания для обеспечения общей устойчивости плотины.

На низовом откосе устраивают через каждые 15-20 м бермы, на которых оборудуются кюветы для отвода атмосферных вод. Бермы на низовом откосе также могут устраиваться для служебных проездов, прокладки шоссейных или железных дорог, иногда даже канала или трубопровода. На верховом откосе бермы устраивают для создания упора в конце крепления. Обычно бермы устраивают в месте сопряжения основного тела плотины и дренажного банкета или перемычки, входящей в тело плотины.

Что такое береговой откос

Для укрепления берегов рек и откосов насыпей можно применять различные материалы или какой-нибудь один из них, однако все они должны отвечать существующим требованиям. Укрепление берегов рек, каналов, откосов насыпей и дамб, применяемое для защиты от размыва текучими водами, можно осуществлять в виде подпорных и волноотбойных стен или в виде тюфяков или покрытий, укладываемых на откосах. Защита берегов от размыва обычно требуется на реках, имеющих глубину в паводок от 9,0 до 18,0 м при глубине в межень от 1,5 до 3,0 м и затопляющих местность на несколько метров выше отметки берега при скорости течения в паводок от 2,5 до 4,0 м/ сек.
До устройства укрепления береговой откос для предупреждения возможного подмыва крепления тщательно планируется до проектного заложения с необходимой срезкой грунта в основании и в верхней части откоса. В некоторых случаях применяют укрепление берега из железобетонных плит достаточной толщины, чтобы противостоять разрушительному действию течения и истиранию твердыми частицами, которые несет вода. В других случаях применяют бетонное покрытие, изготовляемое на месте из слоя щебня или дробленого доменного шлака толщиной от 46 до 92 см, который заливают цементным раствором. Иногда устраивают тонкое сплошное железобетонное покрытие, для чего на откосе укладывают арматуру из стальной проволоки и заливают ее цементным раствором, нанося его при помощи торкретирования; толщина такого покрытия 10—12,5 см. Применяют также каменную наброску. Наконец, очень долго служат фашинные тюфяки толщиной от 0,90 до 1,50 м, сплетенные из ивовых прутьев.
Каменная наброска и мощение. Каменная наброска и мощение являются старейшими способами защиты берегов и оснований мостовых опор от размыва или подмыва. Каменную наброску применяют чаще всего в тех случаях, когда подъем воды или внезапный прорыв потока угрожает размывом насыпи и время не позволяет выполнить какие-либо другие мероприятия. Наброска камня производится в таких случаях с разгрузкой его из саморазгружающихся вагонов или из вагонов любого типа вручную или краном.
Мощение производится при низкой воде там, где наблюдался береговой размыв, или там, где его можно ожидать по местным условиям. При мощении камни укладывают на ребро на заранее подготовленное основание. Промежутки между камнями засыпают щебнем с тщательной утрамбовкой или заливают цементным раствором на глубину 10 см.
Хотя каменную наброску и мощение применяют уже в течение многих лет, долгое время не существовало единых технических условий на поставку камня, особенно по его размерам. Одни дороги принимали четыре категории размеров камня, другие — три, а некоторые не имели никаких технических условий. Еще в 1947 г. Американской железнодорожной инженерной ассоциацией были приняты подтвержденные в 1953 г. технические условия на поставку камня, в которых указывалось, что камни должны быть угловатые, преимущественно неправильной формы, из скальных пород, хорошо противостоящих размоканию, морозу и другим факторам выветривания, а также выдерживающих длительное нахождение в минерализованной воде.
Были установлены при этом следующие четыре весовые категории камня:
Размеры камня для мощения и наброски

Читать еще:  Пластиковые откосы во владивостоке

дать небольшим водопоглощением, чтобы противостоять морозному выветриванию, но вместе с тем в массе балластный слой должен иметь хорошую водопроницаемость для свободной фильтрации воды. Балласт должен допускать работы по выправке пути в плане и по уровню как в сухую, так и дождливую погоду.
Желательно, хотя это и менее важно, чем все сказанное выше, чтобы балласт не способствовал произрастанию растительности.
Опыт эксплуатации многочисленных боковых ветвей, которые в прошлом сооружались с укладкой пути непосредственно на земляное полотно, показал, что для снижения расходов на содержание пути его необходимо укладывать на крупнозернистый материал. При езде по пути, уложенному без балласта, шпалы быстро вдавливаются в грунт земляного полотна и с наступлением дождливого периода на пути образуются выплески, которые быстро расстраивают путь в плане и профиле. Для отвода воды в этом случае обычно планируют поверхность грунта в каждом шпальном ящике с уклоном от оси пути к концам шпал.

Факторы, от которых зависит выбор балласта.

На выбор материала для балластировки пути влияют многочисленные факторы, среди которых важнейшими являются: осевые нагрузки, густота и скорость движения поездов. Важнейшими свойствами балласта является его стойкость, которую понимают как сопротивление разрушению под действием динамических ударов от поездной нагрузки, ударов при подбивке шпал современными шпалоподбоечными машинами и как способность сопротивляться выветриванию. Стойкость балласта является весьма важным свойством еще и потому, что стоимость балластных материалов обычно значительно ниже, чем затраты на укладку их в путь *. Кроме того, при значительно более высокой стоимости рабочей силы в настоящее время, чем это было ранее, важное значение приобретает также устойчивость балласта, так как она сильно влияет на расходы по содержанию пути по уровню.

* Это положение справедливо далеко не для всех дорог.

Хотя щебень из твердых каменных пород, таких, как гранит или траппы, успешно применяется в качестве балласта многими железными дорогами, однако вследствие ограниченности распространения этих пород заготовка и транспорт такого щебня дороги и поэтому его применение для балласта во многих районах страны неэкономично. По условиям доступности и более низкой стоимости дорогами широко применяются в качестве балласта и многие другие материалы, например: щебень из известняков, дробленый и карьерный гравий, рудные отходы, гранитная дресва, доменные шлаки, ракушка, паровозный шлак и др. При этом предпочтение отдается искусственно приготовленным материалам, так как при их приготовлении легче удовлетворить требованиям технических условий. Естественные балласты не рекомендуются AREA для применения на линиях с большим грузооборотом, за исключением специально оговоренных случаев.
Таблица 1
Нормы по гранулометрическому составу балластных материалов
а) Щебень из камня и доменных шлаков

Примечание. Размеры отверстий сит, принятые Национальным бюро стандартов R = 163- 48.
Искусственно приготовленные балласты. Из сказанного выше видно, что требования, которым должны удовлетворять балластные материалы, в основном сводятся к следующим: балласт должен быть прочным и твердым, хорошо сопротивляться механическому износу и выветриванию, обладать минимальным водопогло- щением, иметь достаточную крупность для быстрого отвода воды и вместе с тем быть достаточно мелким для удобства работы с ним; для устойчивости частицы балласта должны иметь остроугольную форму; балласт должен быть чистым от грязи, пыли, глины и других загрязнителей. Естественные балластные материалы редко отвечают всем этим требованиям, поэтому дорогами широко применяются искусственно приготовленные балласты из щебня, доменных шлаков и гравия, для которых разработаны специальные технические условия, определяющие их качество.
Этими техническими условиями устанавливается допустимое процентное содержание загрязнителей в балласте и определяются требования, предъявляемые к балласту в отношении его крупности, сопротивления истиранию и прочности, а также преподаются методы определения этих свойств.
Для щебня из камня и доменных шлаков принято пять категорий по крупности фракций, а для дробленого гравия — три (табл. 3). Крупность фракций щебня, установленная этой спецификацией, следующая: от 19 до 63,5 мм, от 25 до 51 мм, от 19 до 38 мм; от 9,5 до 25 мм и от сита № 4 до 25 мм.
Некоторые работники пути предлагают принимать в качестве наибольшего размера щебня 51 мм, исходя из того, что обычно при выправке путь поднимают в среднем на 50 мм и что щебенки крупнее 51 мм не поддаются подбивке под шпалы.
Все три категории для дробленого гравия ограничивают наибольшую крупность фракций гравия 38 мм, но они по-разному определяют профиль дробленых частиц и наименьший размер фракций гравия.
Классификация балластных материалов по твердости.
Твердость каменных пород, применяемых для щебня, определяется в соответствии со шкалой твердости минералов, в которой твердость талька принята за единицу, а алмаза — за десять. Ниже приводится шкала твердости минералов:
Тальк. 1 Ортоклаз . 6
Гипс. 2 Кварц. 7
Кальций. 3 Топаз . 8
Флуорит. 4 Корунд. 9
Апатит . 5 Алмаз. 10

Водные объекты общего пользования. Береговая полоса.

На дворе – лето, прекрасная возможность отправиться отдыхать на живописный речной берег. Или организовать своё предприятие на берегу озера по вылову рыбы? Легко! Поговорим о том, что такое объекты общего пользования и береговые полосы, о возможностях и опасностях их использования.

Что такое водные объекты общего пользования?

Итак, начнём с определения, что же такое «водные объекты общего пользования»? Для этого посмотрим в статью 6 Водного кодекса РФ. Там сказано, что под водными объектами общего пользования (или общедоступными водными объектами) понимаются поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Для то чтобы написанное юридическим языком определение стало более понятным, разберём его на части и поясним каждую из них.

Читать еще:  Гибочный станок для откосов

Для начала нужно разобраться с тем, что же скрывается за словосочетанием «поверхностные водные объекты». Ответ найдём в статье 5 Водного кодекса. К ним относятся следующие виды водных объектов:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, бухты, лиманы и др.);
  • водотоки: реки, ручьи, каналы;
  • водоемы: озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;
  • болота;
  • родники, гейзеры;
  • ледники, снежники.

Что же касается указания на то, что такие водные объекты находятся в государственной или муниципальной собственности, то тут всё просто. Это значит, что такой водный объект находится не в частной собственности определённого гражданина или компании, а принадлежит Российской Федерации, её субъекту (краю, области, республике и т.д.) или муниципальному образованию (городскому или сельскому поселению, городскому округу и др.). Таких объектов довольно много.

И последнее: почему такие водные объекты называются «общедоступными»? Это связано с тем, что доступ к таким водным объектам имеет каждый гражданин, который вправе использовать их бесплатно для личных и бытовых нужд, то есть купаться, использовать для питья, плавать на лодках и пр.

Несмотря на это, законами могут устанавливаться различные ограничения их использования, такие как запрет на купание, водопой, забор воды для питья и использования в хозяйственной деятельности и др. Органы местного самоуправления должны сообщать о таких ограничениях, размещая эту информацию в местных СМИ, а также на указателях и табличках, размещаемых вдоль берега водоёма.

Как проверить, что перед нами — водный объект общего пользования?

Каких-либо требований, касающихся обозначения водного объекта общего пользования специальными табличками или указателями, закон не предусматривает. Из всех перечисленных видов поверхностных водных объектов в частной собственности могут находиться только два: пруды и обводнённые карьеры. Они могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц постольку, поскольку расположены на принадлежащих им на праве честной собственности земельных участках. А раз это частная собственность, то и доступ к ней может быть ограничен собственником. Зачастую очень просто понять, что земельный участок и водоём находятся в частной собственности: собственники ревностно относятся к своим участкам, огораживая их от посторонних глаз заборами и устанавливая соответствующие таблички. Остальные же водоёмы (реки, моря, озёра, родники, каналы и пр.) в частой собственности находиться не могут, поэтому всегда являются общедоступными. Таким правилом можно пользоваться в тех случаях, когда Вы случайно оказались перед водным объектом, и другими средствами проверить это нельзя.

Если есть сомнения относительно того, кому же всё-таки принадлежит водный объект, то можно получить выписку из Государственного водного реестра, где это будет указано. Также можно получить выписку из ЕГРН на земельный участок, на котором находится водный объект, и если он будет находиться в государственной или муниципальной собственности, то водоём можно считать общедоступным.

Береговая полоса водного объекта общего пользования. Понятие.

Практически у каждого водного объекта общего пользования есть своя береговая полоса. Под ней понимается полоса земли определённой ширины, располагающаяся вдоль береговой линии. Береговая линия – это граница водного объекта, которая в зависимости от его вида определяется по-разному. Так, для морей – по постоянному уровню воды или по линии максимального отлива, для рек и ручьёв — по среднемноголетнему уровню воды в период, когда она не покрыта льдом.

Ширина береговой полосы

Водный кодекс устанавливает следующие размеры береговой полосы:

  • для каналов, рек и ручьев протяжённостью менее 10 км — 5 м;
  • для остальных водных объектов общего пользования – 20 м;
  • для болот, ледников, снежников, родников, гейзеров – не устанавливается.

Запрет на приватизацию береговой полосы

Ряд норм закона устанавливает запрет на приватизацию береговой полосы водного объекта общего пользования, то есть на её приобретение из государственной или муниципальной собственности в частную. Это закреплено в Земельном кодексе РФ (пункт 8 статьи 27), а также в Федеральном законе от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (статья 14). Установление такого запрета необходимо для обеспечения прав граждан по доступу к водному объекту. В противном случае, если такой участок земли как береговая полоса будет передан в частную собственность, то получить доступ к водному объекту общего пользования для обычного гражданина будет невозможно или крайне затруднительно.

Доступ к береговой полосе. Ограничения.

Закон запрещает каким-либо образом ограничивать доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе. Это, например, является необходимым условием заключения договоры аренды земельного участка, находящегося в береговой полосе (более подробно об этом смотри в следующем параграфе). А за ограничение права такого доступа установлена административная ответственность. Береговые полосы водного объекта общего пользования отнесены к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (статья 1 Градостроительного кодекса РФ). Проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам включаются в основную часть проекта планировки территории (статья 42).

Если вокруг береговой полосы располагаются места общего пользования, то проблем с доступом к водному объекту быть не должно (пришёл, увидел, подошёл). Проблемы могут возникнуть в случае, если на пути к заветной береговой полосе встаёт чей-то частный участок. В таком случае на помощь приходит публичный сервитут. Если Вы любитель постоянных вечерних прогулок у воды, то установить публичный сервитут будет целесообразно. Сервитут позволяет пользоваться чужим земельным участком без его предоставления на каком-либо праве. То есть в случае его установления Вы спокойно сможете пройти по чужому участку к водоёму, а его хозяин не вправе будет этому препятствовать. Для этого нужно заключить соглашение с собственником такого земельного участка, а в случае отказа – обратиться с этим вопросом в суд.

Аренда береговой полосы

Если относительно приватизации береговой полосы закон устанавливает жёсткий запрет, то в отношении аренды береговой полосы так сказать нельзя. Поскольку запрета на аренду береговой полосы водного объекта общего пользования в законе нет, то сделать это можно. Арендовать береговую полосу могут как юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и физические лица (в том числе и иностранные граждане).

Мы уже разобрались с тем, что водные объекты общего пользования находятся в государственной или муниципальной собственности. Значит, и земельный участок (в том числе береговая линия), на котором они расположены, находится в собственности соответствующего вида. Именно поэтому порядок предоставления береговой полосы в аренду регулируется статьями главой V.1 Земельного кодекса РФ.

Важно помнить (!), что если Вам удалось получить заветную береговую полосу в аренду, то всё равно необходимо обеспечивать свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. В противном случае это может обернуться штрафом по статье 8.12.1 КоАП. Ограничением свободного доступа к водному объекту считается полное или частичное ограждение береговой полосы, наличие там строений, сторожевых собак, взимание платы за вход.

Строительство в береговой полосе

В законе нет прямого запрета на строительство в береговой полосе. Если получится организовать строительство таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ граждан к водоёму и береговой полосе, то в принципе это возможно. Под запретом строительство объектов для различных видов отходов, заправок, складов ГСМ, СТО, хранилищ пестицидов и агрохимикатов, а также объектов, не оборудованных очистными сооружениями и системами сбора отходов.

Правила использования береговой полосы

Каждый гражданин беспрепятственно и бесплатно может использовать береговую полосу для передвижения и пребывания около них (гулять, отдыхать, загорать), рыбачить, причаливать лодки и другие плавучие средства, за исключение механических.

Читать еще:  Как сделать откосы советы

Поскольку береговая полоса является составной частью водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы (более подробно о их можно почитать в других наших статьях), на неё распространяются все ограничения, которые для них установлены. В дополнение к уже названным ограничениях, в пределах береговой полосы запрещается:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников,
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием;
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых;
  • пахать земли;
  • сваливать размытый грунт;
  • пасти скот;
  • организовывать детские лагеря и ванны.

Если на береговой полосы есть лес, то дополнительно запрещено:

  • сплошные рубки лесных насаждений;
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  • создание и эксплуатация лесных плантаций;
  • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

В заключение статьи скажем, что доступ к водным объектом общего пользования и их береговым полосам – важное и нужное право граждан, обеспечивающее полноценный отдых и восстановление сил. Поэтому если Вы гражданин – не бойтесь отстаивать свои нарушенные права, а если предприятие – то осуществляйте свою деятельность в соответствии с законом, соблюдая права граждан.

Законодательство в РФ быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Рекомендуем обратиться к нашим юристам, которые бесплатно проконсультируют Вас. Для этого заполните форму ниже:

Похожие статьи

Одним из видов владения и пользования земельным участком является право постоянного (бессрочного) пользования. С введением…

Береговая полоса

Береговая полоса (также — береговая полоса водных объектов общего пользования) — в законодательстве Российской Федерации это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, предназначенная для общего пользования [1] .

Береговая полоса внутренних водных путей Российской Федерации — полоса земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега в пределах внутренних водных путей Российской Федерации [2] (расположенных за пределами населённых пунктов), используемая безвозмездно для работ, связанных с судоходством и сплавом [3] .

Содержание

  • 1 О понятии «береговая полоса»
  • 2 Водные объекты общего пользования
  • 3 Размеры береговой полосы
  • 4 Береговая полоса как территория общего пользования
  • 5 Береговая полоса внутренних водных путей Российской Федерации как зона с особыми условиями использования
  • 6 История
  • 7 Примечания
  • 8 См. также

О понятии «береговая полоса» [ править | править код ]

В законодательстве Российской Федерации до 1 января 2007 года, в том числе в утратившем силу Водном кодексе Российской Федерации (от 16 ноября 1995 № 167-ФЗ), полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования, предназначается для общего пользования, называлась бечевником [4] .

Водные объекты общего пользования [ править | править код ]

Водные объекты общего пользования — общедоступные поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Общедоступность заключается в том, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено федеральными законами [5] . В соответствии с Водным кодексом РФ (статья 6 ВК РФ) не определяется береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров).

Размеры береговой полосы [ править | править код ]

Береговая полоса определяется для следующих водных объектов общего пользования:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Ширина береговой полосы составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров — для них ширина береговой полосы составляет пять метров.

Береговая полоса как территория общего пользования [ править | править код ]

Береговая полоса является территорией общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц [6] . Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам отнесены к вопросам местного значения муниципальных образований [7] .

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы [8] , а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе [9] .

Береговая полоса внутренних водных путей Российской Федерации как зона с особыми условиями использования [ править | править код ]

Береговая полоса внутренних водных путей Российской Федерации является зоной с особыми условиями использования. Особые условия пользования береговой полосой [10] .предусматривают ограничения при осуществлении в пределах этой полосы хозяйственной деятельности, которые устанавливаются для обеспечения безопасности судоходства. Бассейновые органы пользуются береговой полосой для выполнения работ по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.

История [ править | править код ]

В Уставе путей сообщения, включённом в «Свод законов Российской империи» указывается:

«Узаконяемое пространство бечевника предоставляется в пользование судоходства безвозмездно:

для постройки, конопатки, осмолки и починки судов и плотов, для бечевой тяги судов и плотов. для подножного корма употребляемых к тяге лошадей, для причала, нагрузки и разгрузки судов, для складки товаров и снастей, для дневок, ночлегов и временного помещения судорабочих людей, для варения им пищи, равно и для всех, вообще надобностей судоходства [11] .

По водяным путям общего пользования пространство земли вдоль берега, шириною, указанною в Уставе путей сообщения, но не свыше десяти сажен, составляет бечевник. [12]

Советское законодательство сохранило преемственность выработанных норм в отношении бечевника:

«Вне черты городских поселений по берегам судоходных рек и озер на пространстве десяти саженей, считая от уреза воды, разрешаются безвозмездно:

б) причал, нагрузка и выгрузка судов, если для этого не устроены специальные приспособления;

в) случайная зимовка и постройка временных зимовочных помещений» [13] .

Позже были приняты Постановление Совмина РСФСР от 31.01.1959 N 132 «О порядке использования береговой полосы для нужд промыслового рыболовства», Постановление Совмина СССР от 08.01.1981 N 24 (ред. от 08.10.1990) «Об утверждении Положения о землях транспорта»:

«Для работ, связанных с судоходством и сплавом на внутренних водных путях, вне населенных пунктов выделяется в установленном порядке береговая полоса. Земли береговой полосы не изымаются у землепользователей, но устанавливаются особые условия пользования этими землями в соответствии с действующим законодательством.

Особые условия землепользования не устанавливаются на участках береговой полосы, занятых гидротехническими и мелиоративными сооружениями, строениями, садами, виноградниками и другими ценными насаждениями, пашней, на приусадебных участках, а также на участках, укрепленных специальными сооружениями и насаждениями, и в охранных зонах железных, автомобильных дорог и магистральных трубопроводов».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector