Hist-of-rus.ru

Строй журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Величина откосов при насыпи

Требования к грунтам для возведения насыпей

Материалом для возведения насыпи служит грунт, разрабатываемый в выемке или завозимый из резерва. Не все грунты могут быть использованы для отсыпки насыпи. Запрещается укладывать в насыпь торф, илистый грунт, мокрые глины, грунты, содержащие более 5% гипса, мерзлые льдонасыщенные глины, засоленные грунты, содержащие более 8% легкорастворимых солей при хлоридном и сульфатно-хлоридном засолении и более 5% легкорастворимых солей при сульфатном, хлоридно-сульфатном и содовом засолении, а также песок с примесью ила и илистые суглинки.

Допускается возведение насыпей из естественной карьерной смеси, состоящей из песка, суглинка и гравия. Остальные грунты могут быть использованы для возведения насыпи, но следует помнить, что многие из них имеют нежелательные строительные свойства, которые требуется полностью или частично устранить.

Глинистые грунты при увлажнении набухают и размокают, а при высыхании уменьшаются в объеме. Но при некоторой внешней нагрузке изменения объема глинистых грунтов практически не наблюдается, поэтому глинистые грунты можно укладывать в нижние слои насыпи, где они будут подвергаться давлению вышележащих слоев.

Пылеватые грунты иногда в период промерзания резко увеличивают влажность, в результате чего зимой наблюдается пучение грунта, а весной при оттаивании такой грунт переходит в текучее состояние. Такое явление принято называть морозным пучением, а грунт, склонный к переувлажнению зимой, — пучинистым грунтом. Особенно опасно пучение на участках с искусственным покрытием, так как это приводит зимой к образованию трещин, а весной — к потере несущей способности покрытия.

Пучины являются следствием трех одновременно действующих факторов: промерзания, присутствия избыточной влаги в промерзающей толще грунта и наличия грунта, склонного к пучению. Если устранить один из перечисленных факторов, то будет исключено пучение. Так, уложив пучинистый грунт ниже глубины промерзания, можно избежать пучения. Глубина промерзания может быть уменьшена путем устройства термоизоляционных слоев из сухого шлака. Пучения не произойдет, если пучинистый грунт в период промерзания будет изолирован от источников увлажнения.

Может оказаться, что стоимость термо- и влагоизоляции пучинистых грунтов будет значительно больше, чем стоимость работ по замене пучинистых грунтов устойчивыми. В этом случае насыпи отсыпают из гравелистых, галечниковых и песчаных грунтов, содержащих более 90% по массе фракций крупнее 0,1 мм, в том числе не менее 50% фракций размером 0,25 мм и более.

Применять для отсыпки насыпей глинистые и суглинистые грунты можно, если естественная влажность их не превышает оптимальную, установленную методом стандартного уплотнения.

Лессовидные и трепельные грунты склонны к просадкам при увлажнении. Поэтому их можно использовать на участках, где в период эксплуатации они не будут подвержены увлажнению. Просадочные свойства лессовидных и трепельных грунтов будут устранены, если в насыпи их тщательно послойно уплотнить с надлежащей поливкой водой.

Для того чтобы создать прочную и устойчивую насыпь, необходимо ее отсыпать на всю высоту из однородных грунтов. При наличии в выемке или резерве пригодных грунтов для возведения насыпи, но с различными физико-механическими свойствами следует отсылать насыпь послойно. В этом случае в верхние слои необходимо укладывать более устойчивые грунты.

Берма – это незаменимая часть при постройке любого канала или дороги

Различные виды дорожных строительных работ, горные выработки в открытых карьерах, а также сооружения военных построек требуют использования определенной техники удаления грунта. Для того чтобы лишняя земля не осыпалась под своим весом, используют бермы.

Что такое бермы?

В детстве многие дети любят играть в песочнице, выкапывая лопаткой ямки и строя куличики. А сколько слез и истерик видели эти самые ямки, когда другие ребятишки засыпали их случайным движеньем.

Инженерное дело при постройке глубоких траншей и открытых карьеров, шахт предусматривает отвод отработанной породы и лишней земли особым способом. Берма – это площадка земли, которая соединяет нижний край верхнего откоса и верхний край земляной выемки.

Такой метод отвода грунта дает возможность не только повысить безопасность работающего персонала, но и улучшить способ транспортировки ценных пород в карьерах и шахтах.

Какие виды берм существуют?

В зависимости от того, в какой сфере используется берма, она может делиться на несколько видов:

  • Предохранительная берма. Это способ защиты устойчивости стены карьера или открытой шахты от соскальзывания выработанной породы вниз по склону. Её ширина равна 1/3 части высоты котлована. Такая величина позволяет не только перемещаться транспорту, вывозящему породу на обработку, но и служит для очистки дороги от осыпавшихся кусков.
  • Транспортная берма. Это способ постройки железных дорог, скоростных шоссе и т. д., где они соединяют используемые площадки уступов с траншеями (кюветы).
  • Берма безопасности. Это способ защиты объектов, в которых размещены различные ядовитые, огнеопасные или взрывоопасные объекты.
  • Бермы, используемые для соединения разных ярусов отвалов, называются соединительными.

Применение берм

Если углубиться в историю, то самыми известными карьерами при разработках, в которых использовались бермы, являются Копи Царя Соломона. Алмазная выработка велась таким же образом, как и в современных африканских странах. Жесткий сухой грунт снимался слоями, образовывались ступени, мешающие возможному оползню во время сезона дождей.

Рабочим приходилось вручную перелопачивать тонны глины и песка в поисках ценных камней. Один такой камешек мог кормить семью бедного рабочего в течение пяти лет.

В больших городах чаще всего люди сталкиваются с этой частью сооружений во время постройки дорог в виде кюветов. Для обустройства дорог отведенную под них территорию освобождают от деревьев и кустов. Чтобы шоссе имело ровное покрытие, делают насыпь до 1,5 метров. Таким образом, вода и снег не будут мешать проезду транспорта.

Читать еще:  Специалисты по дверным откосам

При обустройстве дорог следует четко учитывать ширину и длину новой трасы, так как дорожная берма будет занимать площадь не менее 1/3 части всего объема работ. Но в этих пропорциях учитывается и высота насыпи, и глубина канавы, используемой для отведения воды.

Отлично проделанная инженерная работа, правильно обустроенные водоотводные канавы – залог минимального риска возможных ДТП во время непогоды. Осадки будут отводиться с дорожного полотна, снижая скольжение.

Железная дорога

За всю свою жизнь каждый человек хоть однажды, но путешествовал поездом. Не многие замечают, что постройка железнодорожных путей требует огромных усилий. Связанно это с тем, что, прокладывая рельсы, работники учитывают множество факторов: климат, состояние почвы, возможные катаклизмы в регионе.

Земляное полотно, на которое укладываются рельсы и шпалы, имеет несколько видов. Одним из них является насыпь из песка, щебня или гравия для уплотнения. Именно для устойчивости конструкции используется берма. В случае сильной нагрузки и оползней насыпь будет в целости, что очень важно для беспрерывного движения поездов.

Берма – это часть повседневной жизни. Только люди с познаниями в инженерном деле и строительстве могут с первого раза определить, где именно она используется.

Способ укладки геотекстиля: правила и технология монтажа

Геотекстиль представляет собой синтетический материал, который стал очень популярным при обустройстве дренажа и в области строительства. Данный материал очень удобный в применении, так как выпускается в любых размерах. Сегодня, практически под каждую дренажную систему выполняют укладку геотекстиля. Также данный материал, используется для изоляции трубопроводов, в строительстве и латании дорог, в ландшафтном дизайне, легкой промышленности, в строительстве и реконструкции подземных сооружений и прочих сферах.

Основные характеристики и виды

Геотекстильное полотно обладает хорошими качественно-эксплуатационными характеристиками:

  • Высокой прочностью.
  • Стойкостью к истиранию и гниению.
  • Стойкостью к химическому воздействию.
  • Длительный срок службы.
  • Универсальность.

Область применения данного материала достаточно обширна. Его используют в домашнем хозяйстве, а также в строительстве, промышленности.

В зависимости от сферы применения различают следующие виды геотекстиля:

  • Мебельный – применяется при производстве матрасов, обивки.
  • Строительный – данный вид применяется при сооружении фундаментов, дорог, тротуаров и т.д.
  • Упаковочный – используется в качестве упаковки мебели, одежды, обуви.
  • Дренажный – необходим для защиты трубопровода.
  • Садовый – нужен при строительстве теплиц.

Материал классифицируется в зависимости от способа производства. Различают геотекстиль тканный, иглопробивной и термоскрепленный.

Основные функции геотекстиля

  1. Разделение. Заключается в способности отделять разные слои грунта. Поэтому и применяется при обустройстве дренажа, как разделяющий материл. При этом, вода будет проходить через разделитель без всяких препятствий.
  2. Уплотнение. Так как сегодня геоткань нашла свое применение в строительстве (крепление откосов на дорогах), то ее используют для предотвращения разных осыпаний и обвалов.
  3. Фильтрация. Слой геоткани не позволяет пропусканию крупных частиц, причем весь это процесс сопровождается движением жидкой массы. В таком случае, укладка материала предотвратит смешивание слоев и не допустит ослабление всей конструкции.
  4. Дренаж. Это одна из главных областей применения геотекстиля, в которой данный материал, позволяет отводить воду из сооружения. Происходит все это путем просачивания жидкости через ткань. При этом, отвод жидкой массы, происходит без значительных потерь.
  5. Защита мембраны. Геотекстиль применяется для защиты тех материалов, которые не способны пропускать воду. Таким образом, не происходить их растяжение и не нарушается прочность конструкции.

Геоткань имеет способность фильтровать все проникающие в нее вещества. Благодаря наличию мелких пор, материал не подвергается засорению. Геотекстиль предотвращает перемешивание несвязных слоев грунта.

Критерии выбора

  • От показателя плотностизависит сколько грамм материала будет расходоваться на 1 кв.м.
    Известные производители данного материала выпускают изделия с плотностью от 100 до 600 грамм на 1 кв.м. При увеличении плотности поверхности увеличиваются и другие показатели: прочность, толщина, разрывная нагрузка. Стоимость материала увеличивается с увеличением плотности . При покупке геополотна необходимо учесть толщину под давлением. Стандартная толщина может варьироваться от 1.7 до 2 кПа.
  • Следующий важнейший показатель — это разрывная нагрузка(поперечная или продольная).
    Ее измеряют в ньютонах на 1 кв.м. Исходя из ожидаемых нагрузок выбирается тот или иной тип дорожного полотна. Такую характеристику, как удлинение при разрыве учитывают при расчете интенсивности движения. Единицей измерения данного показателя является процентное соотношение.
  • Наиболее важной характеристикой при создании гидроизоляционного слоя является прочность.
    Ее также измеряют в ньютонах (от 400 до 1650). Важное значение в дорожно-строительной сфере имеет коэффициент фильтрации, который показывает, насколько качественно фильтруется лишняя влага за сутки: от 140 до 80 метров в сутки.

Правила укладки геотекстиля

Способы укладки геоткани очень похожи между собой, поэтому все они объединяются в одну общую технологию.

    Начинать укладку необходимо с подготовки почвы.
    Перед тем как стелить геотекстиль на грунт, необходимо выполнить его полное выравнивание и планировку. Это означает убрать с участка все камни, корни, пни и другие посторонние элементы. Чтобы выявить все возможные дефекты, рекомендуется провести пробную накатку полотна, с помощью которой выявляются все имеющиеся неровности;

Очень важно следить за тем, чтобы она была ровной без всяких шероховатостей и бугров. Лишь в таких условиях, материал будет улаживаться идеально, что гораздо продлит его срок эксплуатации.

Очень важно, чтобы листы геотекстиля были плотно соединены.

Если крепление происходит с помощью сварки, то нахлест полотен можно оставлять примерно в 10см. Сварочные работы нужно проводить только с помощью низкотемпературной газовой горелки, которая имеет широкий диаметр захвата. В процессе работы, сопло горелки необходимо располагать на расстоянии 20см от поверхности полотна. Следующий раскатанный рулон прижимается к уже разогретой поверхности предыдущего. Сварка на сегодняшний день, считается самым экономичным способом укладки геотекстиля.
Края рулона крепятся к основанию грунта нагелями;

Читать еще:  Пвх откос монтажная пена
  • После того, как геотекстиль распределен по поверхности, он засыпается щебнем, песком или любым другим инертным материалом. После выравнивания засыпки по поверхности производят его уплотнение;
  • Последний шаг – уплотнение. После распределения инертного материала поверх полотна, требуется его уплотнить. Способы уплотнения бывают статические и динамические. В этом деле вам нужно знать качество нижнего грунта и самого материала, которым засыпался геотекстиль. Уплотнение делается специальной автомобильной техникой или трамбовочной машиной.

    В процессе уплотнения геотекстиля, очень важно его не повредить, иначе в дальнейшем, может произойти обвал конструкции.

    Специальная техника может начинать передвигаться по участку, где уложен геотекстиль только в случае, если толщина засыпки не менее 200 мм. В противном случае, допускается использование только облегченной техники, во избежание повреждения полотна.

    Хотя стелить геотекстиль правильно можно используя и другие технологии, эта является наиболее распространенной и эффективной. Конечно, стелить геотекстиль на дачном участке, делая садовые дорожки – это одно, а укладывать геотекстиль под покрытие шоссе или скоростной трассы – совсем другое.

    Укладка геотекстиля – проблема или ускорение работы?

    Как и любой другой практичный материал, геотекстиль требует строгого соблюдения определенных правил и технологии укладки. В противном случае, его эффективность и долговечность могут быть сведены на нет. А это отразится не только на дополнительных затратах, но и на серьезных ремонтных работах, вплоть до полной реконструкции, ведь укладка геотекстиля часто относится к скрытым работам.

    Рекомендации

    При укладке геотекстиля, нужно всегда придерживаться определенной технологии, только тогда материал проявит все свои максимальные свойства и возможности.

    Если вы уже приобрели рулоны полотна, то хранить их нужно в сухом чистом месте. Ни в коем случае нельзя нагромождать рулоны один на один в большем количестве, чем укажет производитель.

    Обычно, больше пяти рядов складывать нельзя. Также нельзя снимать упаковку, в которую изначально было уложено полотно. Распаковать нужно непосредственно перед использованием.

    Если Вы решили уплотнить будущий фундамент вашего дома, или положить геотекстильное полотно под какой-либо элемент ландшафтного дизайна, то помните обо всех правилах его укладки!

    Технология укладки георешетки Armatex G для армирования откосов

    Хранение и транспортировка рулонов:

    Рулоны материала необходимо хранить на сухой, чистой и ровной поверхности.

    Допустимое количество складирования рулонов один на один не должно противоречить требованиям производителя и не превышать 5 рядов.

    Для предотвращения излома жест кой сердцевины на которую намотана георешетка (пластиковая труба диаметром 110 мм) запрещено складировать рулоны накрест.

    Снятие заводской упаковки необходимо производить непосредственно перед укладкой материала в конструкцию.

    Материал не подвержен воздействию атмосферных факторов поэтому срок хранения георешетки в заводской упаковке не ограничен.

    Подготовка основания перед укладкой георешетки.

    Основание должно быть подготовлено перед началом укладки полотен георешетки Armatex ® G, не содержать глыб и каменных материалов (размером более 70…120 мм), корней деревьев, строительного мусора и т.п. для предотвращения повреждения материала при его раскатывании. Неровности поверхности должны быть исправлены: выпуклости срезаны, пониженные участки засыпаны. Если условия позволяют целесообразно выполнить пробную раскатку полотен георешетки для выявления дефектов основания.

    Если планируется выполнять армирование или устраивать армогрунтовую конструкцию при уширении насыпи автомобильной дороги, то необходимо в существующем откосе, со стороны которого будет выполняться уширение, нарезать уступы (штрабы/ступеньки) для лучшего уплотнения грунта на контакте старой и новой насыпи.

    Укладка георешетки A rmatex ® G

    До начала выполнения работ должен быть разработан детальный план укладки полотен георешетки.

    Укладывать полотна возможно двумя способами:

    • — в поперечном направлении – от откоса к центру,
    • — в продольном направлении – параллельно откосу.

    Поперечная и продольная схемы укладки полотен георешетки

    В большинстве случав георешетка Armatex ® G при армировании откосов укладывают в поперечном направлении, т.е перпендикулярно оси земляного полотна.

    Направление укладки георешетки должен совпадать с направлением максимальной прочности георешетки та направлением возникновения максимальных растягивающих напряжений в конструкции.

    Если ширина полотна георешетки (5,2 м) достаточна (равная или является большей расчетной длины заложения полотен в тело откоса), то допускается продольная укладка полотен георешетки, в таком случае расчетная прочность георешетки определяется поперечным машинным направлением (MD, прочность в поперечном направлении).

    Стандартная ширина полотна георешетки Armatex ® G составляет 5,2 м, а длина полотна в рулоне 100 м.п. При поперечной укладке георешетки расчетная прочность определяется продольным направлением (MD, прочность в продольном направлении). Если георешетка имеет одинаковую прочность, как в продольном, так и поперечном направлениях и ширина полотна отвечает расчетной величине заложения армирующих полотен в тело откоса то направление укладки такой георешетки не имеет значения.

    Армированная откосная часть либо армогрунтовая подпорная стенка может состоять с таких элементов как: полотна первичного армирования, полотна вторичного армирования, противоэрозионная защита, дренаж (застенный дренаж).

    Элементы армированного откоса

    Первичное армирование отвечает за общую устойчивость откоса либо армогрунтовой подпорной стенки, вторичное армирование отвечает за устойчивость откосной части в процессе уплотнения.

    При укладке полотен первичного армирования в откосах с крутизной (углом заложения) положе за 1:1 (45 0 ) завороты полотен георешетки в тело откоса можно не выполнять, кроме случаев когда в качестве грунта насыпи используют несвязный мелкозернистый материал, например, речной песок. При более крутых откосах необходимо выполнять завороты полотен в торцевой части откоса.

    Схема укладки георешетки без заворотов и с заворотами в торцевой части откоса

    После подготовки основания раскатывается полотно георешетки Armatex ® G в соответствии с направлением отсыпки зернистого слоя перекрытия или другого вышерасположенного материала. Для предотвращения повреждаемости георешетки, запрещается тянуть полотно материала по основанию до места укладки.

    Читать еще:  Оформление дверных откосов лепниной

    Рулон георешетки должен быть уложен и раскатан максимально ровно. Волны и складки необходимо разравнивать подтягиванием краев с их последующим креплением к основанию при помощи металлических нагелей с шагом 2,0…2,5 м.

    Конструкция металлического нагеля

    Величина нахлестов материалов по ширине полотна георешетки Armatex ® G должна составлять не менее 0,30…0,50 м, а по длине полотна не менее 0,50…0,70 м. На горизонтальных кривых или в местах поворотов трассы полотна должны быть прирезаны и уложены одно на одно в направлении поворота на предыдущее полотно слоя. Места соединения полотен должны быть скреплены скобами или пришпилены нагелями с шагом приблизительно 1,5-2,0 м.

    Прирезка отдельных полотнен Укладка отдельных полотен на повороте

    Для формирования торцевой части армированного откоса можно использовать временную съемную опалубку (например, из дерева или металла), а так же можно использовать постоянную потерянную опалубку из металлических сварных сеток.

    Элементы съемной опалубки

    При использовании съемной опалубки торцевые металлические упоры устраивают с шагом 2,0 м. Деревянные щиты опалубки должны иметь высоту в соответствии с расчетной высотой слоя грунта над георешеткой. В большинстве случаев эта высота составляет 0,4…0,6 м.

    При использовании съемной опалубки необходимо иметь её в двух комплектах достаточных для одной захватки. Один комплект для первого армированного слоя, а второй для следующего. Т.е сначала устраивается с опалубкой первый слой, на поверхность которого после формирования и уплотнения грунта укладывается новый комплект опалубки и устраивают следующий армированный слой. После окончания работ по формированию второго слоя переходят к устройству третьего, для чего снимают опалубку с первого слоя. В такой последовательности выполняют работы по устройству всех последующих слоев армогрунтовой конструкции.

    Опалубка с использованием металлических сварных сеток является несъемной и остается в конструкции на весь срок эксплуатации.

    Наклонная металлическая опалубка Вертикальная металлическая опалубка

    Элементы наклонной и вертикальной металлической опалубки

    Для металлической опалубки может использоваться сварная сетка из арматуры диаметром 4…8 мм, с размером ячейки 10 см*10 см или 15 см*15 см.

    Шаг металлических стяжек зависит от диаметра арматуры из которой сделана опалубка. Чем больше диаметр тем больше шаг устройства розтяжек, который в большинстве случаев находится в пределах 1,0…1,5 м.

    Для предотвращения высыпания грунта, через ячейки сетки, в торцевых частях необходимо предусмотреть укладку прослойки из нетканого геотекстиля, противоэрозионного мата либо мешков заполненных растительным грунтом.

    Геотекстиль или мешки с грунтом в торцевой части заворотов

    Обратная засыпка полотен георешетки.

    Для предотвращения повреждения георешетки запрещен заезд транспортных средтсв и строительной техники непосредственно на незащищенное (не перекрытое материалом засыпки) полотно.

    Заезд техники разрешен если толщина слоя перекрытия (материала который предусмотрен проектной документацией) между колесом автомобиля и полотном георешетки составляет не менее 150…300 мм. Минимальная величина слоя перекрытия должна составлять 200 мм (150 мм для оснований с модулем упру гости выше 30 МПа).

    Разгрузка и последующее отсыпание материала засыпки выполняется по схеме «от себя», т.е надвижкой либо при помощи фронтальных погрузчиков или экскаватора.

    В общем виде последовательность выполнения работ по устройству армогрунтовой конструкции складывается со следующих операций:

    Уплотнение слоя засипки.

    В зависимости от материала засыпки/перекрытия полотне георешетки, уплотнение выполняют при помощи пневмоколесных или гладковальцевых катков.

    Уплотнение необходимо выполнять при оптимальной влажности грунтов. Проезд уплотняющих машин либо механизмов по неприкрытому полотну георешетки запрещен, из-за возможности её повреждения. Уплотнение грунта в торцах конструкции на ширину 1 м от края необходимо выполнять только при помощи ручных виброплит или трамбовок. Проезд катков на расстоянии менее 1 м от края конструкции запрещен по требованиям безопасности производства работ, а так же проезд по краю среднего или тяжелого катка может вызвать деформацию опалубки.

    Организация движения техники.

    Для предотвращения сдвига параллельно уложенных полотен Armatex ® G, на первом грунтовом или зернистом слое перекрытия георешетки, развороты техники не допускаются. Развороты техники разрешены только за пределами площади покрытой георешеткой.

    Колея, которая формируется во время строительства, должна быть заполнена соответствующим материалом из которого сформирован слой перекрытия. Запрещено выравнивать колейность срезанием неровностей, поскольку это может уменьшить проектную толщину слоя перекрытия над полотном георешетки.

    Заезд техники разрешен если толщина слоя перекрытия (материала который предусмотрен проектной документацией) между колесом автомобиля и полотном георешетки составляет не менее 150…300 мм. Минимальная величина слоя перекрытия должна составлять 200 мм (150 мм для оснований с модулем упру гости выше 30 МПа).

    Заезд техники непосредственно на не перекрытое материалом засыпки полотно георешетки Armatex ® G запрещен, поскольку это может привести к повреждаемости материала.

    Armatex®G (Арматекс Ж) – тканая гибкая георешетка, изготовлена из высокопрочных полиэфирных (полиестеровых PET) нитей с покрытием из поливинилхлорида (ПВХ). Георешетки Armatex®G относятся к геосинтетическим материалам, которые выполняют армирующую (укрепляющую) функцию. Они сформированы системой взаимно перпендикулярных продольных и поперечных полимерных элементов таким образом, чтобы оставались ячейки размером от 15 до 35 мм. Это позволяет проникать частицам несвязного грунта или каменного материала через отверстия решетки с последующим заклиниванием. Для армирующего эффекта очень важно, чтобы частицы вышележащего материала заклинивались в ячейках решетки.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector