Hist-of-rus.ru

Строй журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поезд который идет под откос

На царской скорости под откос

Подхалимы довели императорский поезд до катастрофы

Подхалимы довели императорский поезд до катастрофы

Крушение царского поезда спровоцировали лизоблюдство и подхалимство

120 лет назад – 17 октября 1888 года – произошло крушение поезда, в котором ехало семейство императора Александра III. Царская семья не пострадала, но это событие подтолкнуло к переменам, сыгравшим особую роль в развитии железнодорожного транспорта России.

Железнодорожная катастрофа произошла недалеко от украинской станции Борки, когда поезд с императором и его семейством направлялся из Ялты в столицу. С рельсов, проложенных по высокой насыпи над глубокой балкой, сошли паровоз и четыре вагона. Среди них оказался и вагон-столовая, где в момент происшествия неспешно трапезничала царская семья.

Последствия крушения были крайне тяжёлыми: погибли 19 человек, ещё 18 получили серьёзнейшие травмы. Император и его родные не пострадали.

Как гласит легенда, тяжёлых травм удалось избежать исключительно благодаря императору, который подхватил падающую крышу вагона и удерживал её до тех пор, пока все не покинули помещение. Хотя расследовавший обстоятельства катастрофы прокурорский работник и юрист Анатолий Фёдорович Кони отмечал, что государя и его семейство спасло то, что крыша удержалась на сдвинутых от удара стенах вагона.

Весть о чудесном спасении царской семьи, члены которой отделались лишь ссадинами и царапинами, быстро разнеслась по стране, что стало причиной религиозного всплеска в стране – на народные пожертвования были построены десятки церквей и часовен от Крыма до Восточной Сибири.

Происшествие у станции Борки имело серьёзные последствия для железных дорог. По некоторым свидетельствам, после катастрофы в вагоне-столовой раздался крик: «Покушение! Взрыв!» На что император резко отреагировал: «Красть надо меньше!»

В итоге своих должностей лишились министр путей сообщения адмирал Константин Посьет и главный инспектор железных дорог барон Шерваль. Газета «Русские ведомости» тогда печатала: «Сходы с рельсов представляют, к сожалению, довольно частое явление на дорогах: их совершается у нас около 300 в год. Причины сходов крайне многочисленны и разнообразны и могут заключаться как в несовершенствах пути, так и в недостатках подвижного состава и в неправильностях при управлении поездом. Размытый дождями путь, гнилые шпалы, внезапно лопнувший рельс, неправильная постановка стрелки, несвоевременное выставление сигнала, испортившееся колесо, неравномерное заторможение вагона – всё это может привести к сходу с рельсов и подвергнуть поезд большому или меньшему вреду».

Но причинами катастроф были не только инфраструктурные проблемы и определённый развал в системе управления. Свой вклад, по крайней мере в крушение царского поезда, внесли… лизоблюдство и подхалимство.

Чтобы угодить самодержцу, «литерному» дозволялось ездить в нарушение правил безопасности. Летом того же 1888 года Александр III трижды проследовал по Юго-Западным железным дорогам на слишком высоких для тогдашних магистралей скоростях.

Об этом нарушении в рапорте на имя министра путей сообщений докладывал управляющий Юго-Западных железных дорог Сергей Юльевич Витте. Магистраль была частной, а потому руководству всё-таки удалось добиться снижения скорости для царского поезда. Однако в адрес управляющего было высказано крайнее недовольство со стороны высшего руководства путей сообщения и лично Его Императорского Величества. На других железных дорогах вводить такие ограничения никто не решался.

Кстати сказать, после отставок высокопоставленных транспортников Сергея Витте пригласили работать в столицу, где он смог проявить свои таланты управленца, хозяйственника и финансиста. Его карьера началась с должности директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов.

После катастрофы были также сделаны определённые технические выводы, в том числе о необходимости создания нового, более мощного, надёжного и скоростного паровоза. МПС дало поручение Николаевской дороге разработать и изготовить на принадлежавшем ей Александровском заводе пассажирский паровоз, который мог бы водить поезда весом до 400 тонн со скоростью до 80 км/ч. Выпуск новых локомотивов был начат в 1892 году, а с 1914 года после проведения нескольких мероприятий по усовершенствованию им разрешили водить поезда со скоростью до 108 км/ч.

Современники поговаривают, что крушение имело и политические последствия. Лёгкая травма, полученная Александром III, спровоцировала развитие заболевания почек, император умер в возрасте всего 49 лет, так и не успев толком подготовить наследника Николая II, который не сумел справиться с управлением страной.

Поезда идут под откос

По предварительным данным, причиной схода с рельсов в ночь на понедельник 11 вагонов с углем в Томской области стало разрушение подшипника колесной пары одного из вагонов. «Разрушение подшипника колесной пары привело к разрыву сцепки между 28 и 29-м вагонами состава», – сообщили в пресс-службе Главного управления МЧС России по Томской области. По словам начальника службы по связям с общественностью Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) Александра Варющенкова, вчера на месте ЧП работала специальная комиссия ЗСЖД, которая должна сделать окончательные выводы о причинах аварии. Варющенков подчеркнул, что жертв и пострадавших в результате этого ЧП не было. Между тем это ЧП стало уже третьей крупной железнодорожной аварией за последние две недели. И во всех трех случаях с рельсов сходили вагоны товарных составов.

Читать еще:  Устойчивость откосов горных выработок

По данным ГУ МЧС по Томской области, авария произошла около 0.30 по московскому времени на участке Тайга–Томск Западно-Сибирской железной дороги. Первые 29 вагонов железнодорожного состава не были повреждены, их отбуксировали на станцию Томск–2. Из 11 опрокинувшихся вагонов удалось поднять и отправить на станцию назначения только два. Остальные 9 вагонов с углем вчера оставались на месте ЧП.

По информации пресс-службы томского управления МЧС, к 9.00 по московскому времени железнодорожное полотно на перегоне Тайга–Томск, где произошла авария, было восстановлено. Однако к этому времени все еще была нарушена контактная электрическая сеть, поэтому пока там не могут двигаться электровозы, которые сопровождают поезда дальнего следования. Так, фирменный поезд Москва–Томск через перегон Тайга–Томск вчера провел тепловоз.

Предыдущее подобное ЧП произошло немногим меньше недели назад – 21 июня. Тогда на железнодорожное полотно на перегоне Лазаревское–Водопадное близ Туапсе с рельсов сошло 18 вагонов грузового состава, три из которых оказались в море. Жертв и пострадавших не было, однако график движения пассажирских поездов был нарушен. Тогда в районе вокзала собрались тысячи пассажиров с задержанных поездов. Сочинская транспортная прокуратура начала проверка по факту аварии.

А 15 июня в Зубцовском районе Тверской области сошли с рельсов 26 цистерн с мазутом, из которых пролилось 200 тонн мазута. Произошло загрязнение почвы и акватории близлежащих рек на площади около 3,2 квадратных километра. По словам губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, для устранения последствий аварии нефтеналивного поезда под Ржевом потребуется более месяца. А экологический ущерб, по мнению главы области, превышает 100 миллионов рублей.

В Департаменте общественных связей ОАО «РЖД» вчера не смогли прокомментировать эти события. Ни первый заместитель начальника Департамента по связям с общественностью ОАО «РЖД» Елена Никитенко, ни и.о. начальника пресс-службы Наталия Акафьева вчера не ответили на вопрос корреспондента «НГ», проводилась ли компанией проверка по фактам железнодорожных аварий в Тверской области и Краснодарском крае и каковы их итоги, а также проводилась ли ОАО «РЖД» оценка износа инфраструктуры железных дорог.

Из прогноза техногенных чрезвычайных ситуаций МЧС России на 2004–2005 гг.

«. При сохранении существующих темпов роста грузооборота сохранится тенденция стабилизации количества аварий на уровне средних (за последние 4 года) на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозке опасных грузов (1–2% общего количества ЧС и количества пострадавших). Основной причиной крушений и аварий на железнодорожном транспорте являются нарушения технологии ремонта и обслуживания технических средств железных дорог (50% приходится на путь, 43% – на подвижной состав), в 60–70% таких случаев присутствует «человеческий фактор».

Снижения аварийности при существующем уровне износа оборудования можно достичь за счет снижения доли организационных причин аварий, которая, в частности, при перевозке опасных грузов составляет 57%.

Наибольшее количество ЧС на железнодорожном транспорте ожидается в мае–июле, на морском – октябре–ноябре, автомобильном – июле–августе, на авиационном – в августе. »

ГОРЬКИЙ ТУМАН

Песни под гитару

“Русский подорожник”

25/17

Текст, аккорды, видео разбор

Музыка

Слова

_ _- рекомендуемый рисунок:

(в легкой тональности Dm)
__

Вступление: Dm Am Dm
_ _
Dm Am Dm Am
Она не поёт и не пьёт вина.
Dm Am Dm
Собакой по следу идёт война.
C B
Она больна…
_ _ Gm D7
В небесном танце звёздных пар,
_ _ Gm D7
В изящных пальцах остывал
B A7 Dm
_ _ Огромный шар.
_ _
Dm Am Dm
_ _

Созвездия не на своих местах,
Идут под откос люди, поезда.
Он слишком стар…
На зацелованных устах,
И в молодых садах весны,
_ _ D
Венки-кресты.

_ _ B
Припев: Она отвернулась к стене и спит,
_ _ Dm F
_ _ Он молча на кухне глотает спирт.
_ _ B Am Dm
_ _ Горькие сны. Горький туман.
_ _
_ _ B
_ _ Разбитая лодка, пустой причал,
_ _ Dm F
_ _ Русалка на камне поёт печаль.
_ _ B Am Dm
_ _ Самоповтор. Самообман.

Читать еще:  Как сделать откосы для сейф дверей

Не может у ангела быть хвоста,
И лошадь не влюбится в свист хлыста.
Гореть мостам…
Голодных всадников следы,
Гниют плоды и ест глаза
Лиловый дым.

На ржавом ключе выбит древний знак.
Где сердце твоё — там твоя казна.
Кто знал — тот знал.
Погас огонь, молчит приют,
И только ангелы поют,
В последний раз.

(в оригинальной тональности D#m)

__
Вступление: D#m A#m D#m
_ _
D#m A#m D#m A#m
Она не поёт и не пьёт вина.
D#m A#m D#m
Собакой по следу идёт война.
C# H
Она больна…
G#m D#
В небесном танце звёздных пар,
G#m D#
В изящных пальцах остывал
H A# D#m
_ _ Огромный шар.

Созвездия не на своих местах,
Идут под откос люди, поезда.
Он слишком стар…
На зацелованных устах,
И в молодых садах весны,
_ _ D#
Венки-кресты.

_ _ H
Припев: Она отвернулась к стене и спит,
_ _ D#m F#
_ _ Он молча на кухне глотает спирт.
_ _ H A#m D#m
_ _ Горькие сны. Горький туман.

_ _ Разбитая лодка, пустой причал,
_ _ Русалка на камне поёт печаль.
_ _ Самоповтор. Самообман.

Поезд который идет под откос

Требовалось большое терпение в поисках добычи по иссохшим буеракам и облысевшим логам. Выслеживая запутанные до головокружения, суетливые пробежки мелкой землеройной твари, то лихорадочно разгребая сусликовую нору, то выжидая, чтобы притаившийся под обмыском старой промоины крохотный тушканчик выпрыгнул наконец на открытое место, где его можно было бы придавить в два счета, мышкующая голодная лисица медленно и неуклонно приближалась издали к железной дороге, той темнеющей ровнопротяженной насыпной гряде в степи, которая ее и манила и отпугивала одновременно, по которой то в одну, то в другую сторону, тяжко содрогая землю окрест, проносились громыхающие поезда, оставляя по себе с дымом и гарью сильные раздражающие запахи, гонимые по земле ветром.

К вечеру лисица залегла пообочь телеграфной линии на дне овражка, в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля и, свернувшись рыже-палевым комком подле темно-красных, густо обсеменившихся стеблей, терпеливо дожидалась ночи, нервно прядая ушами, постоянно прислушиваясь к тонкому посвисту понизового ветра в жестко шелестящих мертвых травах. Телеграфные столбы тоже нудно гудели. Лиса, однако, их не боялась. Столбы всегда остаются на месте, они не могут преследовать.

Но оглушительные шумы периодически пробегающих поездов всякий раз заставляли ее напряженно вздрагивать и еще крепче вжиматься в себя. От гудящего пода всем своим хрупким тельцем, ребрами она ощущала эту чудовищную силу землепроминающей тяжеловесности и яростности движения составов и все-таки, превозмогая страх и отвращение к чуждым запахам, не уходила из овражка, ждала своего часа, когда с наступлением ночи на путях станет относительно спокойнее.

Она прибегала сюда крайне редко, только в исключительно голодных случаях…

В перерывах между поездами в степи наступала внезапная тишина, как после обвала, и в той абсолютной тишине лисица улавливала в воздухе настораживающий ее какой-то невнятный высотный звук, витавший над сумеречной степью, едва слышный, никому не принадлежащий. То была игра воздушных течений, то было к скорой перемене погоды. Зверек инстинктивно чувствовал это и горько замирал, застывая в неподвижности, ему хотелось взвыть в голос, затявкать от смутного предощущения некой общей беды. Но голод заглушал даже этот предупреждающий сигнал природы.

Зализывая намаянные в беготне подушечки лап, лиса лишь тихонько поскуливала.

В те дни вечерами уже холодало, дело шло к осени. По ночам же почва быстро выхолаживалась, и к рассвету степь покрывалась белесым, как солончак, налетом недолговечного инея. Скудная, безотрадная пора приближалась для степного зверя. Та редкая дичь, что держалась в этих краях летом, исчезла кто куда – кто в теплые края, кто в норы, кто подался на зиму в пески. Теперь каждая лисица промышляла себе пропитание, рыская в степи в полном одиночестве, точно бы начисто перевелось на свете лисье отродье. Молодняк того года уже подрос и разбежался в разные стороны, а любовная пора еще была впереди, когда лисы начнут сбегаться зимой отовсюду для новых встреч, когда самцы будут сшибаться в драках с такой силой, какой наделена жизнь от сотворения мира…

С наступлением ночи лисица вышла из овражка. Выждала, вслушиваясь, и потрусила к железнодорожной насыпи, бесшумно перебегая то на одну, то на другую сторону путей. Здесь она выискивала объедки, выброшенные пассажирами из окон вагонов. Долго ей пришлось бежать вдоль полотна, обнюхивая всяческие предметы, дразнящие и отвратительно пахнущие, пока не наткнулась на что-то мало-мальски пригодное. Весь путь следования поездов был засорен обрывками бумаги и скомканных газет, битыми бутылками, окурками, искореженными консервными банками и прочим бесполезным мусором. Особенно зловонным был дух из горлышек уцелевших бутылок – разило дурманом. После того как раза два закружилась голова, лисица уже избегала вдыхать в себя спиртной воздух. Фыркала, отскакивала сразу в сторону.

Читать еще:  Оцинкованный профиль для откосов

А того, что ей требовалось, ради чего она так долго готовилась, перебарывая собственный страх, как назло, не встречалось. И в надежде, что еще удастся чем-то подкормиться, лиса неутомимо бежала по железной дороге, то и дело шмыгая с одной стороны насыпи на другую.

Но вдруг она замерла на бегу, приподняв переднюю лапу, точно бы застигнутая чем-то врасплох. Растворяясь в чахлом свете высокой мглистой луны, она стояла между рельсами как призрак, не шелохнувшись. Настораживающий ее далекий гул не исчез. Пока он был слишком далек. Все так же держа хвост на отлете, лиса нерешительно ступила с ноги на ногу, собираясь убраться с пути. Но вместо этого вдруг заторопилась, принялась шнырять по откосам, все еще надеясь наткнуться на нечто такое, чем можно было бы поживиться. Чуяла – вот-вот налетит на находку, хотя неотвратимо надвигались издали всевозрастающим грозным приступом железный лязг и перестук сотен колес. Лиса замешкалась всего на какую-то долю минуты, и этого оказалось достаточно, чтобы она заметалась, закувыркалась, как ошалевший мотылек, когда вдруг с поворота полоснули ближние и дальние огни спаренных цугом локомотивов, когда мощные прожекторы, высветляя и ослепляя всю впереди лежащую местность, на мгновение выбелили степь, безжалостно обнажая ее мертвенную сушь. А поезд сокрушительно катил по рельсам. В воздухе запахло едкой гарью и пылью, ударил ветер.

Лисица опрометью кинулась прочь, то и дело оглядываясь, припадая в страхе к земле. А чудовище с бегущими огнями долго еще грохотало и проносилось, долго еще стучало колесами. Лисица вскакивала и снова бросалась бежать со всех ног…

Потом она отдышалась, и ее опять потянуло туда, к железной дороге, где можно было утолить голод. Но впереди на линии снова завиднелись огни, снова пара локомотивов тащила длинный груженый состав.

Тогда лисица побежала в обход по степи, решив, что выйдет к железной дороге в таком месте, где не ходят поезда…

Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток…

А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства – Сары-Озеки, Серединные земли желтых степей.

В этих краях любые расстояния измерялись применительно к железной дороге, как от Гринвичского меридиана…

А поезда шли с востока на запад и с запада на восток…

В полночь кто-то долго и упорно добирался к нему в будку стрелочника, вначале прямо по шпалам, потом, с появлением встречного поезда впереди, скатившись вниз с откоса, пробивался, как в пургу, заслоняясь руками от ветра и пыли, выносимых шквалом из-под скоростного товарняка (то следовал зеленой улицей литерный состав – поезд особого назначения, который уходил затем на отдельную ветку, в закрытую зону Сары-Озек-1, там у них своя, отдельная путевая служба, уходил на космодром, короче говоря, потому поезд шел весь укрытый брезентами и с воинской охраной на платформах). Едигей сразу догадался, что это жена спешила к нему, что неспроста спешит и что есть на то какая-то очень серьезная причина. Так оно потом и оказалось. Но по долгу службы он не имел права отлучиться с места, пока не прокатился мимо последний хвостовой вагон с кондуктором на открытой площадке. Они посигналили друг другу фонарями в знак того, что все в порядке на пути, и только тогда полуоглохший от сплошного шума Едигей обернулся к подоспевшей жене:

Она тревожно глянула на него и шевельнула губами. Едигей не расслышал, но понял – так и думал.

– Пошли сюда от ветра. – Он повел ее в будку.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector