Hist-of-rus.ru

Строй журнал
52 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Максимальная высота откоса насыпи

ЛЕКЦИЯ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

3.1. Свойства грунтов;

3.2. Технология возведения насыпей;

3.3. Уплотнение насыпей;

3.4. Производство земляных работ в период отрицательных температур;

3.5. Разработка грунтов в зимнее время;

3.6. Отсыпка насыпей в зимнее время;

3.7. Особенности технологии сооружения железнодорожного земляного полотна в сложных условиях. Применяемые машины.

3.1. СВОЙСТВА ГРУНТОВ

Грунтами называются горные породы, залегающие в верхних слоях земной коры. Они используются в качестве основания и материала для земляных сооружений.

С точки зрения строительной, грунты можно подразделять на скальные, крупнообломочные, песчаные и глинистые (супеси, суглинки, глины). К основным свойствам грунтов, влияющим на технологию производства работ, трудоемкость и стоимость, относятся:

1) удельная плотность грунта в естественном залегании;

4) угол естественного откоса φ;

6) водоудерживающая способность;

Практическое значение имеют электропроводность грунта, теплоемкость,

теплопроводность. Когда речь идет о мерзлых грунтах, их подразделяют на твердомерзлые, пластичномерзлые и сыпучемерзлые.

Сцепление характеризуется начальным сопротивлением грунта сдвигу. От средней плотности и сцепления в значительной степени зависит производительность строительных, землеройных машин. В ЕНиР сборник 2 выпуск 1 «Земляные работы» приведено деление грунта на группы трудности разработки в зависимости от средней плотности в основном залегании и способа разработки.

Кр= ,

где — объем грунта после разработки, м 3 ;

— объем грунта в плотном теле, в естественном залегании, м 3 .

Существует понятие первоначального разрыхления и остаточного разрыхления.

Основания под насыпи бывают прочные, недостаточно прочные и слабые.

К слабым основаниям относятся естественные сырые основания, сложенные

торфом, илом и глинистыми грунтами с влажностью более Wр+0,5 Wп,

где Wр — предел раскатывания;

Wп — число пластичности.

Сырое основание — это когда поверхностный сток отсутствует, уровень грунтовых вод находится на глубине до 1м, имеются выходы грунтовых вод на поверхность земли.

На вечномерзлых грунтах в зависимости от степени относительного сжатия δ и осадки различают основания 4 категорий:

1) слабосжимаемые (прочные);

3) сильносжимаемые (слабые);

4) просадочные (δ > 0,4). Эти основания часто характеризуются наличием подземного льда, а на марях – мощностью торфа более 1м.

3.2. ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ НАСЫПЕЙ

Сооружение насыпей производится в установленном порядке после завершения подготовительных работ, закрепление разбивки, подготовки основания. Грунты для возведения земляного полотна должны обеспечивать его прочность и устойчивость. При выборе грунтов следует учитывать их физические, химические и механические свойства. Без ограничения допускаются для возведения земляного полотна дренирующие грунты.

К ним относятся:

1) скальные, слабовыветривающиеся и легко выветривающиеся не размягчаемые;

3) песчаные, за исключением мелких недренирующих и пылеватых песков;

6) легкие, крупные супеси (примесь глинистых частиц до 6%).

Грунты и шлаки, состояния и свойства которых существенно изменяются под воздействием природных факторов (воды, ветра) допускаются для возведения насыпей с ограничением, возможность и целесообразность их использования устанавливается в зависимости от конкретных условий производства работ. При этом делают технико-экономическое обоснование конструкции насыпи с учетом способов защиты ее от разрушающего воздействия природных факторов. К этой группе грунтов относят:

— скальные из легко выветривающихся различаемых пород;

— мелкие недренирующие и пылеватые пески;

— лессовые и лессовидные грунты;

— аргелиты, алевролиты, мергели;

— тальковые и пирофелитовые грунты;

— жирные и сланцевые глины;

— подвижные барханные пески.

Для возведения насыпей недопустимы:

1) глинистые избыточно засоленные грунты;

2) глинистые переувлажненные грунты;

3) для насыпей высотой до 1 м торф, ил, мелкие пылеватые пески, глинистые грунты с примесью ила и органических веществ, верхний почвенный слой, содержащий в большом количестве корни растений;

4) на мокром основании и участках, где возможен длительный застой воды, не

допустимы тальковые, перофелитовые и меловые грунты;

5)грунты, содержащие в большом количестве гипс.

При сооружении насыпей производится послойная отсыпка грунта с немедленным разравниванием и уплотнением. В процессе производства работ необходимо обеспечивать сток воды и согласованную работу всех машин комплекта.

а) Слои могут отсыпаться горизонтально

Рис. 3.1. Схема отсыпки насыпи горизонтальными слоями

б) с приданием им уклонов(i=0,02-0,04) в полевую сторону.

Рис. 3.2. Схема отсыпки насыпи наклонными слоями

Обычно отсыпка ведется от краев насыпи к середине. В том случае, когда в основании залегают слабые переувлажненные грунты, до высоты 3 м насыпь отсыпают от середины к краям, а далее как в обычных условиях. Толщина отсыпаемого слоя зависит от наличия того или иного типа уплотнительной техники. В местах пересечения узких логов, на болотах, в местах, где затруднено перемещение транспортных средств по поверхности земли или же в тех случаях, когда заезд транспорта на естественное основание нежелателен, ведут отсыпку насыпи «с головы».

Рис. 3.3. Схема отсыпки насыпи «с головы»

Отсыпку желательно вести однородным грунтом, исключение составляет лишь карьерная масса, состоящая из глинистых, песчаных и галечниковых грунтов. В тех случаях, когда по ряду причин для отсыпки используем дренирующие и не дренирующие грунты размещать их в теле насыпи необходимо так как показано на рисунке.

Рис. 3.4. Схемы возможного размещения разнородных грунтов в теле насыпи

Не допустимо вести отсыпку следующим образом

Рис. 3.5. Схемы недопустимого расположения разнородных грунтов в теле насыпи

Исключение составляет покрытие откосов камнем, покрытие откосов насыпей, сооружаемых из барханных песков, другим грунтом для исключения его выдувания, а также покрытие откосов растительным грунтом при укреплении их травосеянием.

В продольном направлении разнородные грунты сопрягаются следующим

Рис. 3.6. Сопряжение разнородных грунтов в продольном направлении

При отсыпке необходимо учитывать запас по высоте, необходимый для компенсации осадки основания насыпи и самого тела насыпи.

Рис. 3.7. Схема к расчету возможной осадки основания насыпи

В том случае, когда невозможно дать полный запас на осадку прибегают к

различного рода мероприятиям. Например, в том случае, когда в основании залегают, слабый осадочный грунт то:

а) перед началом отсыпки производят его вырезку и замену на хорошо дренирующий грунт. Величина вырезки определяется, как правило, расчетом.

Рис. 3.8. Замена грунта в основании насыпи

б) в ряде случаев в период отсыпки насыпи производят измерение основной

площадки на некоторую величину L для того, чтобы в дальнейшем компенсировать осадку путем подъемки пути на балласт.

Рис. 3.9. Уширение насыпи с целью компенсации осадок путем подъемки пути на балласт

3.3. УПЛОТНЕНИЕ НАСЫПЕЙ

Нормы плотности и влажности.

Требуемая плотность грунтов при их влажности Wр+0,25 Wn, определяется по формуле:

,

где — максимальная плотность или объемный вес скелета грунта,

определяемый по методу стандартного уплотнения;

к — требуемый коэффициент уплотнения. к=0,9¸0,98.

В ряде случаев допускается уменьшение этого значения.

Следует помнить, что для верхней части насыпи (h=0,5¸1м) не допускаются грунты, абсолютное значение плотности которых поле уплотнения менее чем 1,45 г/см 3 .

Читать еще:  Чем лучше отделывать дверные откосы

Большое значение для нормального уплотнения имеет влажность грунта. Существует понятие оптимальной влажности (Wо), это такая влажность, при которой достигается максимальный эффект уплотнения. Если влажность глинистых грунтов менее 0,9 Wо, а песков менее 4%, то требуется их искусственное увлажнение до Wо.

Количество воды в т/м 3 грунта, необходимое для увлажнения, определяется по формуле

,

где h — толщина уплотняемого слоя, м;

Wо — оптимальная влажность, %.

Wк — влажность грунта в резерве или карьере, %.

Wn — потеря влажности при разработке транспортировании и укладке грунта в теле насыпи, %.

В процессе производства работ при отсыпке насыпи глинистыми грунтами нельзя, допускать их переувлажнение, поэтому в дождливую погоду грунт после отсыпки

необходимо тщательно уплотнять, придавая слоям уклоны в сторону откосов 0,02÷0,04.

В процессе затяжных дождей отсыпка насыпи глинистыми грунтами должна быть прекращена, основная площадка и откосы насыпи тщательно уплотнены и спланированы. Перед возобновлением работ верхний переувлажненный слой убирается, а затем ведется отсыпка грунтами нормальной влажности в изложенной выше последовательности. В жаркую сухую погоду отсыпку и уплотнение также необходимо производить в сжатые сроки, не допуская пересыпания грунта.

Технология и средства уплотнения насыпей. Частичное уплотнение грунта тела насыпи происходит при движении автосамосвалов, землеводов и других видов техники в процессе ее возведения. К специальным средствам уплотнения относят: различного вида катки (пневмоколесные, кулачковые, решетчатые, вибрационные, смешанного действия) и уплотняющиеся машины ударного и виброударного действия. Выбор того или иного средства зависит от конкретных условий производства работ (гранулометрического состава грунта, его влажности, толщины отсыпаемого слоя и т.д.) В транспортном строительстве широкое применение нашли пневмокатки, имеющие простую конструкцию и достаточно высокую производительность.

В зависимости от ширины площадки уплотнения, каток может двигаться по кольцевой или челночной смене. И в том и в другом случае его ходовая часть во избежание сползания машины под откос не должна приближаться к бровке откоса ближе, чем на 0,5м. Применение кольцевой схемы возможно в том случае, когда, имеются условия для разворота катка (ширина насыпи ≤12…15м, устроены специальные площадки для разворота, устроены съезды, въезды для разворота катка за пределами насыпи). В начале прикатывается часть от 1,5…0,5м (рис. 17, а), а затем идет основное уплотнение от краев насыпи к середине. В том случае, когда условий для разворота нет или кольцевая схема в связи с дополнительными затратами оказывается неэффективной, переходят к челночной схеме (рис. 18). При этом длина захватки существенно сокращается и составляет примерно 50 м. При применении машин ударного и виброударного действия Lзахв ≈25м. Для достижения требуемой плотности каток должен проходить по одному следу несколько раз.

Рис. 3.10. Кольцевая схема движения катков:

а) прикатка бровочной части, (цифрами указана очередность проходок);

б) уплотнение слоя (основное уплотнение) Lзахв≈ 200м

Рис. 3.11. Челночная схема движения катков: Lзахв≈ 50м.

1 – выносной рабочий орган; 2 – трактор

Для того чтобы не оставалось полос недоуплотненного грунта соседние проходки должны перекрывать друг друга примерно 20 см. Имеются катки и уплотняющие машины, у которых рабочий орган вынесен в сторону за след машины на 0,8…1м. Это позволяет вести уплотнение насыпей сразу от краев к середине. Если же используются обычные катки, то остается недоуплотненная откосная часть 0,5 м. В этом случае при отсыпке насыпь уширяют на 1м, а затем излишки срезают в процессе ведения планировочных работ.

Рис. 3.12. Уширение насыпи для обеспечения требуемой степени уплотнения откосной части

Поперечный профиль насыпи

Земляное полотно и его профили

Назначение и типы земляного полотна. Типы грунтов

Железнодорожный путь состоит из нижнего и верхнего строений. К нижнему строению пути относятся земляное полотно с укрепленными, водоотводными, регуляционными и др. защитными сооружениями в полосе отвода, а также искусственные сооружения, возводимые на пересечениях ж.д. с различными препятствиями (мосты, водопропускные трубы, тоннели и др.). Верхнее строение пути обычной конструкции состоит из рельсошпальной решетки, образованной рельсами, соединенными между собой стыковыми накладками, а со шпалами – промежуточными скреплениями, заглубленными в балластный слой, который вне искусственных сооружений опирается на основную площадку земляного полотна.

земляное полотно – это комплекс инженерных сооружений, которые служат основанием для верхнего строения пути и предназначены для обеспечения устойчивости пути, а также защиты от атмосферных и грунтовых вод. Земляное полотно должно быть прочным долговечным и устойчивым.

В зависимости от положения основной площадки относительно поверхности земли различают следующие поперечные профили земляного полотна:

· насыпь(рис. а) – основная площадка расположена выше поверхности земли;

· выемка(рис. б) – основная площадка земляного полотна ниже поверхности земли;

· полунасыпь(рис. в) и полувыемка(рис. г) – основная площадка с одной стороны совпадает с земной поверхностью, а с другой выше или ниже ее;

· полунасыпь-полувыемка(рис. д)– основная площадка с одной стороны выше, а с другой ниже поверхности земли,

· нулевое место(рис. е)– основная площадка расположена на уровне земной поверхности.

Для возведения насыпи желательно применять крупнозернистые или среднезернистые пески, которые обладают большой несущей способностью, хорошо пропускают воду и не меняют своих свойств при смерзании. Земляное полотно характеризуется поперечным и продольным профилями.

Поперечный профиль насыпи и выемки

Поперечный профиль– это разрез земляного полотна плоскостью, перпендикулярной его оси. Поперечные профили бывают:

· типовые (высота или глубина выемки до 12 м),

· индивидуальные (высота или глубина выемки свыше 12 м).

Типовые профили подразделяются на нормальные и специальные. Поперечные профили характеризуются крутизной откосов, высотой насыпи и глубиной выемки.

Поперечный профиль насыпи

верхняя часть насыпи, на которую укладывается верхнее строение пути называется основной площадкой.

Форма основной площадки зависит от типа грунта:

· если грунт дренирующий, то форма основной площадки – горизонтальная линия;

· если грунт не дренирующий, то форма основной площадки на однопутном участке будет в виде трапеции, с шириной по верхнему основанию – 2,3 м и высотой трапеции – 0,15 м.

Если двухпутный участок, то основная площадка имеет форму треугольника, с высотой треугольника – 0,2 м.

Ширина основной площадки принимается в зависимости от категории пути, количества главных путей и типа грунта. При вписывании в кривые, ширина земляного полотна и расстояние между осями путей увеличивается в зависимости от радиуса кривой. Крутизна откоса зависит от высоты насыпи и типа грунта. В случае если высота насыпи более 6 м, то крутизна откоса меняется до 6 м. Крутизна откоса до 6 м – 1:1,5; свыше 6 м – 1:1,75.

Читать еще:  Молдинг для отделки откосов

Берма служит для предохранения основной площадки от размыва водой. Минимальная ширина бермы – 3 метра. На однопутных участках для резервировании места для постройки 2-ого главного пути – ширина бермы – 8 метров.

Кюветные каналы (водоотводные) в определенных условиях могут быть заменены резервами. Ширина резерва может быть до 10 м (с уклоном по днищу резерва по одну сторону) и более 10 м (с уклонами по днищу к центру резерва). Это делается в тех случаях, когда грунт, выбираемый из резерва пригоден для отсыпки насыпи земляного полотна.

На рисунках, приведенных ниже, показаны формы основной площадки в зависимости от типа грунта и количества путей:

а) для однопутного земляного полотна из недренирующих грунтов без защитного слоя;

б) то же, из дренирующих грунтов;

в) для двухпутного земляного полотна из недренирующих грунтов;

г) то же, из дренирующих грунтов; b — ширина основной площадки земляного полотна.

Заложение и укрепление откосов насыпи автомобильных дорог

Откосы насыпи автомобильных дорог должны обладать параметрами повышенной устойчивости и прочности.

Поэтому современное заложение и укрепление откосов насыпи автомобильных дорог предполагает применение инновационных геосинтетических материалов, приобрести которые можно в нашей компании GeoSM, специализирующейся на производстве и продаже этих материалов во всем ассортименте по наилучшим ценам.

Наши материалы для планировки откосов насыпи разработаны по уникальной, запатентованной технологии.

Мы специализируемся на разработке и производстве геосинтетиков Геофлакс:

Мы гарантируем соответствие всех материалов требованиям регулирующих организаций и национальным стандартам.

Откосы насыпи автомобильных дорог и их назначение

Откосы насыпи автомобильных дорог и их назначение предназначены для обеспечения безопасности земляных сооружений. При выборе способов для заложения откосов насыпи автомобильных дорог проектировщики руководствуются рельефными, климатическими и гидрогеологическими характеристиками местности. Для строительства уклона откоса насыпи проектировщики пользуются научно обоснованными параметрами, чтобы надежно укрепить откосы насыпи.

Особенности создания откосов насыпи автомобильных дорог

Наиболее важным фактором считают крутизну откосов насыпи автомобильных дорог, влияющую на выбор методики укрепления конструкции. Особенности создания откосов насыпи автомобильных дорог связаны с возможными неблагоприятными гидрометеорологическими воздействиями, к примеру, паводками селевого или речного типа.

Варианты укрепления откосов насыпи автомобильных дорог

Наиболее эффективные варианты укрепления откосов насыпи автомобильных дорог связаны с использованием инновационных геосинтетических материалов. Для укрепления откосов насыпи на дорогах используется несколько вариантов, от применения бетонных плит и решетки для укрепления насыпи до так называемых плетневых заборов или посева трав.

Материалы для укрепления откосов насыпи автомобильных дорог

Наряду с традиционными материалами (щебнем, песком, асфальтом) для устройства откоса насыпи производится закладка геотекстильного полотна, служащего для отделения амортизационной подушки от грунта. В современных технических заданиях на строительство насыпей автомобильных дорог обязательно указывается использование геосинтетических материалов.

Георешетка Геофлакс для откосов

Георешетка способствует существенному уменьшению затрат и укреплению механической фиксации засыпки. Среди достоинств георешетки для насыпи отметим высокую прочность и устойчивость к деформированию.

Габионы Геофлакс для откосов

Габионы производятся разной высоты и подбираются в соответствии с высотой откоса и вероятностью оползня, обеспечивая экономию до 50% материалов.

Геоматы Геофлакс для откосов

Геоматы обеспечивают противоэрозийную защиту и эффективны при армировании грунтов. Использование геоматов для насыпи способствует восстановлению растительного покрова, и обладают декоративной функцией.

Геосетка Геофлакс для откосов

Геосетка служит для уменьшения слоя насыпи и существенной экономии бюджета строительства. Применение геосетки для укрепления насыпи помогает бороться с неравномерностью осадков и температурными изменениями в течение всего эксплуатационного периода.

Геотекстиль Геофакс для откосов

Геотекстиль необходим для обеспечения надежной защиты откосов от оползней и эрозийных процессов. Использование геотекстиля для укрепления откоса насыпи предполагает тщательное изучение гидрогеологического строения участка.

Расчет угла уклона откосов насыпи автомобильных дорог

Расчет уклона откосов насыпей и выемок осуществляется в соответствии со скоростью течения потока и гидрологическим режимом подтопления. В современных условиях требуется существенное повышение качества и увеличение срока эксплуатации откосов насыпи автомобильных дорог. Нам хорошо известно, что для обеспечения надежности автодорог необходимо руководствоваться всеми запросами отрасли, существующими стандартами, требованиями заказчиков.

С материалами GeoSM строительство автомобильных дорог существенно ускоряется, а срок их эксплуатации возрастает. Применение геосинтетики GeoSM рекомендовано профессионалами.

Максимальная высота откоса насыпи

По мере увеличения мощности верхнего строения пути основную площадку постепенно уширяли (от 5,5 м в 1917 г. до 7 м в настоящее время). Уширение основной площадки связано с увеличением размеров балластной призмы (см. об этом подробнее в гл. 2), а также с уширением обочин. Обочина нужна для безопасного прохода путейцев, для складирования материалов и размещения инструмента или небольших механизмов, а также для размещения сооружений и устройств СЦБ, связи и энергоснабжения. С уширением обочин увеличивается устойчивость откосов земляного полотна. По этим причинам рекомендуют делать ширину обочины 0,6 — 0,7 м, но не менее 0,4 м.

В кривых участках пути приходится уширять основную площадку, так как при устройстве возвышения наружного рельса балластная призма с наружной стороны закроет обочину земляного полотна. Такое уширение в зависимости от радиуса кривой и категории линии в наружную сторону кривой делают от 0,1 до 0,5 м (при соответственном изменении радиуса кривой от 3000 до 600 м и менее).

Перед большими мостами основную площадку также уширяют на 0,5 м в обе стороны от оси пути на протяжении 10 м от задней грани устоев. Затем на протяжении 15 м делают отвод этого уширения до нормальной ширины. Специфика устройства основной площадки на станциях дана в п. 1.4.

На насыпи слева и справа от основной площадки расположены откосы. Для того чтобы они были устойчивы, выбирают (или рассчитывают) необходимую их крутизну. Крутизна обозначается, например, так: 1:1,5. Это значит, что основание откоса в 1,5 раза больше, чем его высота. В зависимости от рода грунта и высоты насыпи с учетом опыта эксплуатации установлены значения крутизны откосов, показанные на рис. 1.3.

С обеих сторон насыпи у подошвы откосов расположены бермы (см. рис. 1.2), отделяющие канавы или резервы от тела насыпи. Ширина их, как правило, 3 м. При высоте насыпи до 2 м допускают ширину бермы до 1 м. Если построена насыпь лишь под один путь, то берму уширяют на 4,1 м со стороны будущего второго пути. Таким образом, наибольшая ширина бермы составляет 7,1 м. Главное назначение бермы — отдалить от тела насыпи воду, текущую в канаве или резерве, и способствовать повышению устойчивости откосов. Берма всегда планируется с уклоном 0,02 — 0,04 от тела насыпи. Нередко берму используют как дорогу для автомобильного транспорта при подвозке людей и материалов к месту работ. В этих случаях надо тщательно следить за тем, чтобы не допустить на ней углублений, в которых может скапливаться вода.

Читать еще:  Котлована с двумя откосами

В зависимости от условий возведения насыпей, поперечного уклона местности, количества воды, стекающей после ливней или таяния снега (чаще говорят расхода воды, который измеряется в кубических метрах за 1 с), за бермами закладывают либо резервы, либо продольные водоотводные канавы (см. рис. 1.1 и 1.2). Их назначение — перехватывать воду, текущую к насыпи¹. Очертания резервов видны на рис. 1.2.

Путевой откос резерва имеет крутизну 1:1,5, а полевой — 1:1. Если ширина резерва по дну более 10 м, то его дну придают двускатное очертание с уклонами к его середине, чтобы быстрее стекала вода. Вода из резервов выпускается в ручей, овраг или пониженные места, подальше от насыпи. В местностях с жарким климатом, где вода быстро испаряется, и там, где почва быстро впитывает воду, допускают глухие резервы, без выхода для воды. Чтобы уменьшить волну воды, в них делают земляные перемычки через каждые 100 м. На поймах рек резервы не рекомендуется устраивать из-за больших скоплений воды. Если же обстоятельства принуждают делать резервы, то в этих случаях увеличивают берму до 4 м. Кроме того, внутри резервов целесообразно иметь полуперемычки (траверсы), которые надежно защищают основание насыпи от подмыва.

На расстоянии 1 — 2 м от резервов или канав назначается граница полосы отвода под железную дорогу. Границу полосы отвода в ряде случаев приходится отодвигать дальше от пути. Это делают для размещения переездов, путепроводов, путевых построек, при необходимости установки снегозащитных заборов и щитов, создания лесозащитных насаждений, устройства защитных сооружений в поймах рек, пескозащиты. На станциях граница полосы отвода назначается по отдельным проектам. На местности через каждые 250 м вдоль границы полосы отвода и в углах ее поворота устанавливают межевые знаки.

В выемках основная площадка такая же, как и на насыпях (рис. 1.4). По обе стороны основной площадки расположены кюветы, которые предназначены для сбора воды с основной площадки и, как правило, с откосов выемки. Поэтому им приданы стандартные размеры (см. рис. 1.4). Бывают исключительные случаи, когда в кюветы по отмосткам на откосах выемки спускают воду с обреза или из нагорных канав и оросительных каналов; в этих случаях размеры кюветов увеличивают, а водопропускные сооружения устраивают по индивидуальным проектам.

Если выемка расположена на площадке, то дну кювета придают уклон от ее середины к концам. Для этого глубину кювета посередине выемки уменьшают до 0,2 м (при сохранении ширины кювета поверху или понизу).

Откосы выемки имеют в зависимости от рода грунта различную крутизну: от 1:1,5 до 1:0,2 и 1:0,1, что соответственно относится к обычным грунтам, скальным и лёссу². При поперечном уклоне местности положе 1: 5 на обрезе выемки (см. рис. 1.4) с нагорной стороны расположены банкетный вал и забанкетная канава. Ширина канавы по дну 0,3 м. Чтобы не допускать ее заиливания, дну придается по возможности наибольший уклон — не меньше 0,005.

На расстоянии 0,5 м от забанкетной канавы расположен кавальер, представляющий собой насыпь из грунта, изъятого из выемки при ее постройке. С подгорной стороны выемки на обрезе нет ни банкетного вала, ни забанкетной канавы. В конце обреза здесь заложен второй кавальер. Вода, которая скапливается на обрезе с подгорной стороны, выпускается в сторону поля через разрывы в кавальере, сделанные через каждые 50 м. Очертания кавальеров видны из рис. 1.4. Высота их обычно не превышает 3 м, так как иначе вес кавальеров начинает угрожать потерей устойчивости откоса. С нагорной стороны за кавальером расположена спланированная в сторону поля берма, а за ней — нагорная канава. Ширина бермы принимается в пределах 1 — 5 м. Если местность сильно снегозаносима, то желательно берму оставлять пошире, чтобы толщина снега над канавой была меньше, тогда весной легче прокапывать траншею в снегу перед его таянием.

Типовые специальные поперечные профили земляного полотна. Если выемки устраивают в таких специфических грунтах, как лёссы, жирные глины, мелкозернистые пески, слабо- и сильновыветривающиеся скалы, подвижные пески, а также на болотах, на засоленных грунтах, где обеспечивается полное впитывание осадков, на снегозаносимых участках, то применяют типовые специальные поперечные профили земляного полотна.

В сухих лёссах можно делать почти вертикальные откосы выемок (крутизной от 1:0,1 до 1:0,5). Это связано с тем, что лёсс как бы пронизан вертикальными трубочками из извести. Они армируют грунт и его вертикальные стенки могут стоять устойчиво.

В жирных и пылеватых глинах, мелких и пылеватых песках, в легко выветривающихся скалах, в переувлажненных и пылеватых суглинках, в лёссах и лёссовидных грунтах в основании откосов (между кюветом и подошвой откоса) закладывают горизонтальные полки шириной 1 м при глубине выемки от 2 до 6 м и шириной 2 м при глубине более 6 м. На этих полках могут скапливаться обрушившиеся или сплывшие массы грунта или скалы, не засоряя кювет. Продукты этих обрушений систематически убирают.

В слабовыветривающихся скалах откосы делают крутыми 1:0,2. В этих откосах устраивают камеры и ниши для укрытия людей, размещения материалов и механизмов (рис. 1.5). Камеры имеют размеры 2,5Х2,8Х6 м. Их располагают через 300 м, считая по одной стороне. По другой стороне выемки они располагаются в шахматном порядке относительно камер противоположной стороны. Ниши имеют размеры 1Х2Х3 м; их располагают через 50 м, считая по одной стороне.

В местностях, где атмосферные осадки в любое время года полностью впитываются в грунт (мелкие, рыхлые, сухие пески), выемки устраивают без кювета. Ширину горизонтальной основной площадки (между подошвами откосов) принимают не менее 9,5 м.

Индивидуальные поперечные профили земляного полотна. В особо сложных условиях, при которых земляное полотно нельзя строить по типовым поперечным профилям, специально проектируются индивидуальные профили земляного полотна. К ним прибегают в следующих случаях: если насыпи высотой более 12 м отсыпают из крупнообломочных и глинистых твердых и полутвердых грунтов, более 6 м — из глинистых тугопластичных грунтов; при сооружении выемок глубже 12 м, выемок глубиной более 6 м в глинистых пылеватых грунтах в районах с избыточным увлажнением; при устройстве земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях и в ряде других случаев.

——————————-
¹ В процессе постройки насыпи из резерва берут грунт для насыпи.
² В слабовыветривающихся скалах при определенных условиях могут быть вертикальные откосы. Для выемок в глинистых и пылеватых грунтах глубиной до 6 м в районах избыточного увлажнения рекомендованы откосы крутизной 1:2.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector