Hist-of-rus.ru

Строй журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хроника поезд под откос

Как советский партизан Тенгиз Шавгулидзе отправлял под откос поезда

Советские военные в период Великой Отечественной войны показали себя не только отважными и самоотверженными, но и очень изобретательными.

В декабре 1944 года пятеро партизан засели в засаде на пути Любань – Уречье. Как выяснили разведчики, по дороге должен был проследовать взвод карателей. Но вот, вопреки ожиданиям, на пути партизан оказалась вся рота полицаев. По идее, нужно было бы срочно ретироваться, но партизаны не испугались. У них было необыкновенное оружие – партизанские ружейные гранатометы Шавгулизде, они же ПРГШ.

И вот советские партизаны подняли на плечи свои странные карабины с утолщенными стволами и прямо среди толпы полицаев начали взрываться гранаты, но не простые, а усовершенствованные партизаном Шавгулидзе. Те немногие каратели, которым удалось уцелеть, в глубоком страхе ретировались. Это было что-то подобное «Катюше», только меньшее по размеру.

Тенгиз Шавгулидзе, носивший звание лейтенанта, проходил службу на железной дороге. В сентябре 1941 года он оказался в окружении, был ранен и пленен. Когда здоровье его немного поправилось, он летом 1942 года смог убежать к партизанам, воевавшим возле города Минска.

В начале 1943 года, когда взрывчатки катастрофически не хватало, мастер на все руки партизан Шавгулидзе придумал способ отправлять под откос гитлеровские поезда, использовав для этого изобретение, которое представляло собой нечто вроде одноразовой железнодорожной стрелки. Эта штука состояла из клина и откосной рейки, равной с рельсом. Вес устройства составлял порядка двадцати килограммов. Закрепить на рельсе это можно было болтами за пару-тройку минут. Находя на клин, колесо паровоза переводилось на наклонную плоскость, поднималось и по рейке переходило на внешнюю сторону рельса. В итоге поезд сходил с рельсов и разбивался.

Опытный образец этого механизма Тенгиз испытал сам. Он подобрался к путям, за полминуты смонтировал ложную стрелку и через некоторое время гитлеровский поезд, перевозивший военную технику, ушел с рельсов. Это было триумфальным дебютом клина Шавгулидзе. Его экземпляр сейчас выставлен в музее в Беларуси. Этот самый клин-образец в 1943 году команда партизан, спасаясь от полицаев, зарыла в лесном массиве, и откопали его только в 1970 году.

Эти такие эффективные клинья много раз использовали партизаны в Белоруссии, и это позволило сохранить много взрывчатки для более важных дел.

С начала 1943 года Тенгиз Шавгулидзе трудился инструктором по подрывам в штабе минских партизан, и тогда он изобрел еще одну очень полезную штуку. Так как партизанам всегда не хватало ручных гранат, Тенгиз Евгеньевич в апреле 1943 года изобрел гранату, корпусом которой служил обрезок трубы, простой запал был сооружен из бикфордова шнура, и был еще капсюль-детонатор. Партизаны предпочитали эти самодельные гранаты заводским, так как они наносили значительно больший урон противнику.

К декабрю 1943 года только у партизан, воевавших вблизи Минска, было сделано для нужд войны более 7000 таких самоделок.

А далее Шавгулидзе создал уже и партизанский ружейный гранатомет. Он был очень несложен в изготовлении, его делали прямо в лесу. На карабин или винтовку прикрепляли мортирку, сделанную из гильзы 45-миллиметрового снаряда. Граната вылетала из мортирки после холостого выстрела. Летела граната на расстояние до трехсот метров.

К началу 1944 года у партизан под Минском было сделано 120 таких гранатометов. Их часто использовали в бою, они страшно пугали нацистов и поэтому партизаны их очень любили. Изобретателя Тенгиза Шавгулидзе за эти выдающиеся достижения наградили орденом и медалью.

В мирное время Тенгиз Евгеньевич жил в Москве, работал там инженером-конструктором. Он зарегистрировал за время своей работы более восьмидесяти различных изобретений.

Вот такой неприметный герой, минский Левша, который использовал свой гибкий ум, чтобы приблизить нашу великую Победу.

Хроника поезд под откос

Партизанское движение не раз доказывало свою эффективность во время войн. Немцы боялись советских партизанов. «Народные мстители» разрушали коммуникации, взрывали мосты, брали «языков» и даже сами делали оружие.

История понятия

Партизан – слово, пришедшее в русский из итальянского языка, в котором слово partigiano обозначает участника нерегулярного военного отряда, пользующегося поддержкой населения и политиков. Партизаны борются с помощью специфических средств: войны в тылу противника, саботажа или диверсий. Отличительной чертой партизанской тактики является скрытое передвижение по территории противника и хорошее знание особенностей местности. В России и СССР такая тактика практикуется испокон веков. Достаточно вспомнить войну 1812 года.

В 30-е годы в СССР слово «партизан» приобрело положительную коннотацию – так называли только партизан, выступающих за Красную Армию. С тех пор в России это слово исключительно позитивное и почти не употребляется в отношении вражеских партизанских группировок – их именуют террористами или незаконными военными формированиями.

Советские партизаны

Советские партизаны во время Великой Отечественной были управляемы органами власти и выполняли схожие с армией задачи. Но если армия воевала на фронте, то партизаны должны были разрушать вражеские пути сообщения и средства коммуникаций.

За годы войны в оккупированных землях СССР работало 6200 партизанских отрядов, в которых принимало участие примерно миллион человек. Ими управлял Центральный штаб партизанского движения, разрабатывая разрозненным партизанским объединениям согласованную тактику и направляя к общим целям.

Читать еще:  Мероприятия по укреплению откосов котлована

В 1942 году Маршал СССР Климент Ворошилов был назначен на должность Главнокомандующего партизанским движением, и им было предложено создать партизанскую армию в тылу у врага – немецких войск. Несмотря на то, что о партизанах часто думают как о беспорядочно организованных отрядах местного населения, «народные мстители» вели себя в соответствии с правилами строгой военной дисциплины и принимали присягу как настоящие солдаты – иначе им было не выжить в жестоких условиях войны.

Быт партизан

Хуже всего советским партизанам, вынужденно скрывавшимся в лесах и горах, приходилось зимой. С проблемой холода до этого ни одно партизанское движение в мире не сталкивалось – помимо трудностей выживания добавлялась проблема маскировки. На снегу партизаны оставляли следы, а растительность больше не скрывала их убежища. Зимние жилища часто вредили мобильности партизан: в Крыму они строили в основном наземн

ые жилища наподобие вигвамов. В других же районах преобладали землянки.

Многие партизанские штабы имели радиостанцию, с помощью которой связывался с Москвой и передавал новости местному населению на оккупированных территориях. С помощью радио командование приказывало партизанам, а те, в свою очередь, координировали авиаудары и давали сведения разведки.

Среди партизан были и женщины – если для немцев, мысливших женщину только на кухне, это было неприемлемо, то Советы всячески агитировали слабый пол к участию в партизанской войне. Женщины-разведчики не попадали под подозрение врагов, женщины-врачи и радисты помогали при диверсиях, а некоторые отважные женщины даже участвовали в боевых действиях. Известно и о офицерских привилегиях – если в отряде была женщина, она часто становилась «походной женой» командиров. Иногда все происходило наоборот и жены вместо мужей командовали и вмешивались в военные вопросы – такой беспорядок высшие органы пытались пресекать.

Тактика партизан

Основой тактики «длинной руки» (так советское руководство называло партизан) было осуществление разведки и диверсий – они уничтожали железные дороги, по которым немцы доставляли эшелоны с вооружением и продуктами, ломали высоковольтные линии, отравляли в тылу врага водопроводы или колодцы.

Благодаря этим действиям удавалось дезорганизовать тыл противника и деморализовать его. Большим преимуществом партизан было также то, что все перечисленное не требовало больших человеческих ресурсов: реализовать подрывные планы порой мог даже небольшой отряд а иногда – один человек.
Когда Красная Армия наступала, партизаны ударяли с тыла, прорывая оборону, неожиданно срывали вражескую перегруппировку или отступление. До этого силы партизанских отрядов скрывались в лесах, горах и болотах — в степных районах деятельность партизан была малоэффективной.

Особенно успешной партизанская война была в Белоруссии – леса и болота скрывали «второй фронт» и способствовали их успехам. Потому до сих пор в Белоруссии помнят подвиги партизан: стоит вспомнить хотя бы название одноименного минского футбольного клуба.
С помощью пропаганды на оккупированных территориях «народные мстители» могли проводить пополнения боевых рядов. Однако партизанские отряды набирались неравномерно – часть населения на оккупированных территориях держала нос по ветру и выжидала, другие же люди, знакомые с террором немецких оккупантов, охотнее шли в партизаны.

Рельсовая война

«Второй фронт», как называли партизан немецкие захватчики, сыграл огромную роль в уничтожении врага. В Белоруссии в 1943 году было постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны» — партизаны должны были вести так называемую рельсовую войну, подрывая поезда, мосты и всячески портя вражеские пути.

В ходе операций «Рельсовая война» и «Концерт» в Белоруссии было на 15-30 дней остановлено движение поездов, а также уничтожались армия и техника неприятеля. Подрывая вражеские составы даже в условиях нехватки взрывчатки, партизаны уничтожили более 70 мостов и убили 30 тысяч немецких бойцов. Только в первую ночь операции «Рельсовая война» было разрушено 42 тысячи рельсов. Считается, что за все время войны партизаны уничтожили около 18 тысяч составов противника, что является поистине колоссальной цифрой.

Во многом эти достижения стали реальностью благодаря изобретению партизанского умельца Т.Е. Шавгулидзе – в походных условиях он соорудил особый клин, пускающий поезда под откос: состав наезжал на клин, который за несколько минут крепился к путям, затем колесо переставлялось с внутренней на наружную сторону рельса, и поезд полностью разрушался, чего не происходило даже после взрывов мин.

Партизанские оружейники

Бригады партизан в основном были вооружены легкими автоматами, пулеметами и карабинами. Впрочем, были отряды и с минометами или артиллерией. Партизаны вооружались Советами и зачастую трофейным оружием, однако этого в условиях войны в тылу врага было недостаточно.

Партизанами было развернуто масштабное производство кустарного оружия и даже танков. Местные рабочие создавали особые тайные мастерские – с примитивным оборудованием и малым набором инструментов, однако, инженерам и техникам-любителям удавалось создавать отличные образцы деталей к оружию из металлолома и подручных деталей.

Помимо ремонта партизаны занимались и конструкторской работой: «Большое количество самодельных мин, автоматов и гранат партизан имеют оригинальное решение как всей конструкции в целом, так и ее отдельных узлов. Не ограничиваясь изобретательством «местного» характера, партизаны отправляли на Большую землю большое количество изобретений и рационализаторских предложений».

Читать еще:  Как правильно копать траншею с откосом

Самым популярным кустарным оружием были самодельные пистолеты-пулеметы ППШ – первый из них был сделан в бригаде партизан «Разгром» под Минском в 1942 году. Также партизаны изготавливали «сюрпризы» со взрывчаткой и неожиданные разновидности мин с особым детонатором, секрет которого знали только свои. «Народные мстители» с легкостью ремонтировали даже подорванные немецкие танки и даже организовывали из починенных минометов артиллерийские дивизионы. Партизанские делали инженеры даже гранатометы.

Как 15-летний диверсант немецкие поезда под откос пускал

Немецкий офицер писал в дневнике: «Мы не можем ни выехать, ни подъехать к железной дороге. Узловые станции Ковель и Ровно парализованы с августа… Страшно смотреть на местность: везде остатки разрушенных поездов…».

Немецкий офицер писал в дневнике: «Мы не можем ни выехать, ни подъехать к железной дороге. Узловые станции Ковель и Ровно парализованы с августа… Страшно смотреть на местность: везде остатки разрушенных поездов…».

Володя Казначеев ушел к партизанам в 13 лет. К 15 годам он в совершенстве знал подрывное дело и уничтожил десять вражеских поездов. Вспоминаем фронтовой путь одного из самых молодых бойцов «рельсовой войны».

После разгрома в Сталинградской битве в 1943-м нацистская группировка готовилась к реваншу. В период Курской битвы на ковельскую железнодорожную станцию (западная Украина) немцы направляли десятки эшелонов с боеприпасами, горючим, техникой и живой силой. Чтобы лишить противника подкрепления и возможности нанести разрушительный удар, партизанами была развернута масштабная операция «Ковельский узел». В результате железнодорожная станция оказалась полностью парализованной.

С 7 июля 1943-го по апрель 1944-го партизанское соединение под командованием Алексея Федорова, действующее в ковельских лесах, уничтожило 549 вражеских эшелонов. Десять из них на счету 15-летнего Володи Казначеева.

Когда началась война, Володе шел тринадцатый год. Мальчик рос в Брянской области, где в первые месяцы войны начал действовать партизанский отряд. Мать Володи Елену Кондратьевну за помощь мстителям казнили, и сирота ушел в лес.

«Я был полон мести за мать, когда пришел к партизанам», — вспоминал Владимир Казначеев в одном из интервью. В 42-м в Брянщину после тяжелых боев прибывает партизанское соединение Алексея Федорова, и мальчик попадает в отряд имени Николая Щорса. Позднее, в 43-м, отряд получил приказ двигаться на западную Украину, где готовилась операция «Ковельский узел».

Для ведения рельсовой войны в каждом партизанском отряде формировались группы подрывников. В одну из таких групп попал и Володя. Попал не без труда — готовить диверсанта из совсем еще мальчишки не хотели. Взяли с условием, что все экзамены по подрывному делу он сдаст на «отлично».

Диверсии юного мстителя

К апрелю 1944 года на счету Володи Казначеева было десять подорванных эшелонов.

Я их каждый помню, — вспоминал он после войны. — Первый результат был — 175 убитых и раненых. То есть 175 человек уже не попало на фронт. Во время одной из диверсий на глазах Володи погиб сослуживец: партизан подорвался, не успев до конца установить мину. На место взрыва вскоре прибыл нацистский ремонтный поезд, а ошарашенный Володя со всех ног помчался докладывать о случившемся.

Нужно было уходить подальше от железной дороги, ведь немцы начнут прочесывать лес в поисках виновных.

Но как уйти, когда задание не выполнено? По восстановленной дороге вот-вот отправится вражеский состав — допустить этого Володя не мог.
Он сумел уговорить командира вернуться на «железку» и закончить операцию. Через несколько часов, когда ремонтный поезд ушел, с ближайшей станции отправился немецкий эшелон с военными грузами. Времени было мало, и Володя со всех ног помчался из укрытия ставить мину на только восстановленный участок дороги. Когда он закончил, из-за поворота показался гитлеровский поезд.

Мальчик сломя голову летел к своим, когда многотонный состав взлетел на воздух.

После войны

За вклад в общую победу Владимира Казначеева наградили орденами и медалями, в числе которых — «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Свою мирную жизнь он связал с морем. Окончил Херсонское мореходное училище и Одесский морской институт инженеров. Работал начальником отдела по агентированию иностранного флота, а в 60-х командировался в Алжир, Францию и Бельгию .

В одном из интервью на вопрос, как ему удалось пройти войну и выжить, фронтовик отвечал: «Все эти годы я пережил, видимо, потому, что покойная матушка, прощаясь с жизнью, думала о детях. И мне это была большая защита».

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Цитатник

  • Все (2908)

Как отключить всплывающую рекламу в Chrome раз и навсегда. Большинство пользователей жутко р.

Излом времени «Норвежская Ванга» назвала три предвестника мировой войны Специалисты, .

МАССОВЫЕ АРЕСТЫ В США НАЧИНАЮТСЯ, ЭЛИТА ГОТОВИТСЯ К АРМАГЕДДОНУ В недавнем видео альт.

О чём молчат руины и шепчут пирамиды — 1 Жан-Кристоф Мивилль «Руины на.

Музыка

  • Все (4)

Резюме

  • Профессияинженер

Ссылки

  • Все (189)

Приложения

  • Все (6)
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку «Обновить
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Онлайн-игра «Empire»Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Онлайн-игра «Большая ферма»Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст

Фотоальбом

  • Все (227)
Читать еще:  Пластиковый или металлический уголок для откосов

Стена

  • К приложению

Рубрики

  • интересно. (17116)
  • История (4666)
  • красивые картины и фото. (4647)
  • Невероятное. (2756)
  • Умные мысли (2175)
  • О жизни. (2069)
  • Мистика, эзотерика. (2016)
  • Поэзия. (1987)
  • философия (1550)
  • музыка, песни (1540)
  • Наука, новые технологии. (1199)
  • Предсказания, гороскопы, пророчества. (856)
  • О любви. (748)
  • Религия (715)
  • Юмор. (679)
  • Притчи (645)
  • О женщинах (390)
  • О мужчинах (221)
  • Личное. (160)
  • личная информация (115)
  • Сказки (108)
  • Праздники, поздравления. (50)
  • Замечательные люди. (29)
  • Ссылки. (10)
  • война (5)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (26)

Друзья

  • Все (574)

Постоянные читатели

  • Все (4570)

Сообщества

Статистика

Бунт в США выходит на новый уровень: первый поезд пошел под откос.


Утром 29 июля, в районе 6 часов по местному времени, в Аризоне сошел с рельсов и загорелся грузовой поезд, проходивший по мосту через озеро Темпе-Таун в пригороде города Финикс, столицы штата:

Как сообщают местные СМИ, в результате ЧП никто серьезно не пострадал, а управлявшие поездом машинисты отделались только отравлением от вдыхания дыма.

Представитель Union Pacific Railroad – компании, которой принадлежал поезд – сообщил прессе, что в вагонах были в основном пиломатериалы и цистерны, содержимое которых не представляет угрозу.

Поезд, как видно из кадров с места событий, сгорел. Мост, по которому он двигался, частично разрушен и, на первый взгляд, речь идет об обычной техногенной катастрофе. Однако, на предмет катастрофы есть очень большие сомнения:

Это скрин с репортажа телекомпании, снимавшей место происшествия с вертолета:

Обращает на себя внимание равномерное линейное горение по всей длине поезда, как будто кто-то налил на железнодорожные пути бензина и поджог. Поезда так не горят:

На ролике выше запечатлена катастрофа в Северной Дакоте, произошедшая в конце 2013-го года. Там с рельсов сошел поезд, перевозивший сырую нефть, которая горит гораздо лучше, чем древесина. Но, как видно из этих кадров – пролитая нефть не вспыхнула по ленточке и поезд горит очагами.

Поезд, загоревшийся в Аризоне тоже что-то перевозил в цистернах. Если бы это был бензин – от такого пламени немедленно бы все взорвалось и разнесло кусок моста в клочья, поэтому бензина там не было определенно. А раз там не было чего-то более горючего, чем нефть – то поезд не мог загореться сразу весь.

Тем не менее поезд горит именно так: равномерно, от первого до последнего вагона, что не оставляет сомнения – поезд подожгли. Точнее – кто-то вдоль всего моста налил на между рельсами какое-то горючее вещество, после чего повредил в конце моста железнодорожный путь. Поезд остановился и от первой искры железная дорога загорелась, как разлитые по асфальту потеки бензина. Другими словами это была диверсия и потому возникает вопрос: кто за ней стоит?

Очевидно и скорее всего это дело рук бунтующих сейчас в США уголовников, которые уже давно грозились начать делать что-то подобное, но как отреагируют на это власти пока непонятно. С одной стороны можно оперативно провести расследование и показательно наказать поджигателей – так, чтобы другие потом много раз подумали, прежде чем идти на дело.

С другой стороны, поскольку Трампу противостоят не только гопники, но и профессионалы – их угроза наказания не остановит и поезда пойдут под откос еще и еще, могут даже начать падать самолеты, чтобы вынудить Трампа на жесткие ответные действия и потом объявить его Пиночетом или как-то так. Поэтому Вашингтон может сделать вид, что ничего не было.

Скорее всего там так и сделают, поскольку отсутствие жесткой реакции – это сейчас самая правильная тактика: не будет реакции – нет смысла и устраивать инциденты. До выборов осталось немного времени и уже потом можно будет разобраться и с гопниками, и с профессиональными устроителями революций, и, самое главное, с теми, кто платит за это все зарплату. Тем не менее, какой путь выберет администрация Трампа – знает только Трамп, так что следим за развитием событий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector