Hist-of-rus.ru

Строй журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стихотворения те же росы откосы туманы

Полный анализ стихотворения «Русь» (А.А. Блок)

«Русь» — стихотворение Александра Александровича Блока, которое он написал в 1906 году, а его полный анализ поможет намного лучше изучить данное произведение. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому изучение стихотворения будет более быстрым и полным.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Средства художественной выразительности
  7. Основная мысль стихотворения

История создания

Стихотворение «Русь» Александр Александрович пишет в очень непростое революционное время. В этот период выступления, которые исходили от рабочих и крестьян, были жестоко подавлены властями. Блок всегда находился на стороне народа, не стал исключением и данный эпизод.

Все те события, которые происходили в России, еще раз убедили поэта в том, что его страна находится в первобытном состоянии, все так и не определившись со своим дальнейшем путем. Состояние и настроение автора очень хорошо прослеживается в стихотворении благодаря присутствию мотива дороги, который стал доминирующим в произведении.

Автор понимает, что на самом деле Россия еще не готова к революции, поэтому изображает в стихотворении Русь дремлющей.

Жанр, размер

Анализируемое стихотворение является философским. Так же его можно назвать примером яркого патриотизма в творчестве поэта. Александр Александрович прямо не описывает все те волнения, которые происходили в государстве в тот период времени, но его настроение очень хорошо прослеживается между строк. Поэт очень сильно переживает за будущее своей страны и народа.

Для написания стихотворения поэт использует четырехстопный ямб, который чередуется с пиррихием. Рифму поэт выбирает перекрестную.

Композиция

Композиционно стихотворение «Русь» можно разделить на две части. Но эти две части связывает между собой лирический герой.

В первой части произведения автор описывает природный и исторический облик Руси, при этом обращаясь к фольклорным традициям.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Вторую часть стихотворения поэт показывает как задушевный ночной разговор, который лирический герой ведет сам с собой.

Окончание же стихотворения вторит начальной части стихотворения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в стихотворении «Русь» поэт использовал кольцевую композицию.

Образы и символы

В стихотворении присутствует образ «Руси». Автор показывает проявление русской земли абсолютно во всем. Её дух чувствуется и в лесах, которые широко раскинулись на многие километры, и в журчании речной воды, даже в непроходимых и липких болотах. Автор напоминает читателю о том, что путь Руси был очень долгим. Её земли еще помнят шаги колдунов и различной нечисти, и сохранили эту память до дней современной России, которая сумела сохранить свои традиции и основы. Все это она унаследовала от большого количества народностей, которые спустя долгие годы стали одним целым.

Поэт не старается идеализировать образ страны, показывая то, что она остается бедной и обличенной в лохмотья, но не утерявшей своей возвышенной благородности.

Вторая часть стихотворения раскрывает образ лирического героя. Его монолог напоминает исповедь. В этом разговоре лирический герой размышляет о собственной жизни, переоценивает все то, что ему довелось пережить. Так же он размышляет о постоянном влиянии Родины на его жизнь.

Основной загадкой, которую пытается разгадать лирический герой на протяжении всего произведения – это то, как великая Русь, пережив огромное количество испытаний и сложностей, продолжает оставаться кристально чистой, при этом она продолжает помогать своему народу.

Темы и проблемы

Темы, которые поднимает автор в стихотворении «Русь», очень интересные и незаурядные.

Основной темой стихотворения является развитие государства на протяжении всего времени. Автор вспоминает все те трудности и испытания, которые пришлось пережить России. А так же подробно описывает всю ту богатую природу, которой была наделена его Родина.

Россия для него – это магическая, таинственная, но в то же время такая же нищая. На судьбу государства выпала очень нелегкая доля, но она сумела стойко пережить все испытания и добиться невероятных результатов, которые достойны гордости и уважения.

Раскрывается так же и тема природы. Поэт показывает всю красоту фауны и флоры России. Во всех ей видах присутствует сдержанность и красота.

Еще один мотив, который раскрывает автор, это мотив дороги. Параллельно с описанием русской природы, а так же богатой истории становления государства, автор показывает и другие духовные и жизненные темы, раскрыть которые ему помогают конкретные образы.

Отдельно поэт показывает образ верного пути и распутья. В лирическом герое несложно узнать самого автора. Он вспоминает и анализирует все тропинки, которых великое множество на его необъятной Родине. Лирический герой согласен с тем, что большое количество этих самых тропок очень опасны и непредсказуемы. Такие извилистые и опасные дороги встречаются в жизни каждого человека, которые он проходит шаг за шагом в надежде обрести свое счастье.

Таким образом, автор рассуждает на тему смысла жизни, и о том, какое же место человек занимает в этом огромном мире.

Тема Родины так же присутствует в стихотворении «Русь». Свою родную землю автор показывает женственной и утонченной. В каждой строке видно, с какой любовью и трепетом поэт относится к земле, на которой ему довелось родиться. Автор настолько боготворит свою Родину и считает её непорочной, что уверен в том, что он не достоин её, как и остальные люди. Все дело в том, что Родина для автора подобна матери, которую он любит и боготворит. Она бескорыстно готова любить, помогать и защищать всех людей, проживающих на её просторах.

Есть в стихотворении и проблема войны и потрясений. Россия – страна, которая прошла долгий и тернистый путь, на котором встречалось немало препятствий и проблем. Это все приводило Россию к душевным терзаниям. На протяжении многих лет на территории Руси и России происходило выяснение отношений среди людей, которое неоднократно приводило к войнам и разрушениям.

Но, несмотря на то, что сама Россия неоднократно была растерзана и ранена, у неё всегда оставались силы для того, чтобы поддержать, помочь и успокоить своих детей.

Средства художественной выразительности

Александр Александрович Блок использует большое количество различных троп, чтобы как можно ярче и понятнее передать свое состояние и мысли читателю.

Встречаются в стихотворении «Русь» олицетворения, благодаря которым автор делает стихотворение более живым.

Присутствуют и эпитеты, при помощи которых в произведении появляются краски и контраст.

Встречаются так же и метафоры, которые так же художественно окрашивают стихотворение.

Основная мысль стихотворения

Главную мысль стихотворения поэт заключает в том, что настоящей, искренней любви достойна только Родина, которая в любом состоянии ответит взаимностью своим верным детям. Именно в главной мысли стихотворения и кроется ответ на ту самую загадку, которую так долго пытается разгадать лирический герой. Россия сильна потому, что не жалеет ничего для своего народа.

Автор пытается донести о читателя то, что Родина помогает своим детям пережить тяжелые минуты, и тем самым восстанавливается и излечивается сама. Помогая другим, она помогает и сама себе. Россия навсегда связана со своим народом так же крепко, как мать связана со своим ребенком. И пусть её путь сложен и тернист, она пройдет его с высоко поднятой головой!

Анализ стихотворения Белого «Родине»: краткий обзор

История создания стихотворения Андрея Белого

В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.

Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.

Читать еще:  Пластиковый или металлический уголок для откосов

Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.

Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:

ГодСобытие
1900-1903Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс.
1905Начало первой русской революции.
1908Написание стиха «Родине».
1910Публикация стиха в сборнике «Пепел».

Взгляды автора

Анализ стихотворения Белого «Родине» следует начать с краткой характеристики его мировоззрения. Поэт, как и его современник А. Блок, любил свою страну и поэтому старался изобразить в максимально достоверных образах. В своих произведениях он старался абстрагироваться от отвлеченных эпитетов, сравнений и других литературных приемов, к которым прибегали его предшественники. Напротив, он старался «приземлить» знакомые зарисовки, тем самым вернувшись к традициям, заложенным еще Н. Некрасовым. Важно помнить, что автор положительно относился к революционным потрясениям, так как считал, что коренные перемены пойдут России на пользу.

Смотреть галерею

К сожалению, в своих стихотворениях он не поднимал вопрос о страшной цене этих самых перемен. Здесь любопытно будет сравнить его позицию с мнением Блока. Последний к концу жизни, увидев разруху, нищету и запустение, стал иначе смотреть на революционные преобразования, отмечая их жестокость, в то время как Андрей Николаевич продолжал в нее верить.

Тема стихотворения

Центральной является тема матери — Родины, России.

Поэт искренне любит ее, однако в то же время и «ругает»: она относится к своим детям, словно мачеха. Ведь в государстве свирепствует голод, люди гибнут от недоедания, стихии.

Обращает на себя пессимистическое миропонимание поэта. Он видит не солнце, и даже не красивые дома, а сплошную бедность – холодеющий шелест поляны, обнищалый народ.

Пессимистический символизм присущ везде: поэт готов скорее умереть за правду и свободу, нежели тратить тихие дни в ожидании «ненасытных стай смертей».

О революции

Анализ стихотворения Белого «Родине» поможет учащимся лучше понять творчество этого поэта. Произведение было написано в 1917 году, т.е как раз в то самое время, когда прошла первая русская революция и надвигалась вторая. Вступительное четверостишие начинается с очень ярких и выразительных эпитетов, которые подчеркивают мощь и величие страны. Автор сравнивает Россию со сильной стихией, которая сметает все на своем пути.

При этом он три раза повторяет название страны, чтобы тем самым подчеркнуть ее новую мощь, которую видел в революции. Сразу обращает на себя внимание последняя строчка: поэт сам готов отдать свою жизнь во имя этой неистовой революционной бури, искренно веря, что она принесет благо стране.

Жанр, направление и композиция

Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье.

В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?

В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.

Жанр произведения – гражданская лирика

с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика. Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.

Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.

Краткий анализ стиха И. А. Бунина «Родина»

Вариант 1

В небольшом лирическом стихотворении «Родина» Иван Алексеевич Бунин создает картину меркнущего зимнего дня. Поэтическая миниатюра поэта напоминает живописную зарисовку.

Стихотворение настраивает читателя не только на скрытое созерцание природы и упоение художественными образами, но и на различные мысли: о смысле жизни, безвозвратно уходящем времени. Такое сравнение создает грустное настроение. Поэт одновременно и упоен открывшейся картиной, и грустит об уходящем дне.

Таким образом, благодаря небольшому поэтическому произведению И. А. Бунина «Родина» у нас появляется возможность заглянуть к себе в душу, в свой внутренний мир.

И. А. Бунин мастерски использует цветовые эпитеты, которые помогают увидеть читателю изображаемую картину: небо мертвенно-свинцовое, туман молочно-синий, даль сумрачную, пустыню снежную. Изображаемые художественные образы наполнены полутонами, характерными для описания уходящего зимнего дня. В созданной поэтом лирической картине угадываются русские просторы, необъятность родимых ландшафтов:

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.

В этом лирическом произведении И. А. Бунин использует различные художественные средства, позволяющие сделать изображенную поэтическую картину выразительней. Например, олицетворение «угрюмо меркнет зимний день» передает спокойную негу, разлитую в природе зимним вечером. Туман ассоциируется в восприятии лирического героя с кроткой печалью:

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль…

Картина, описанная в стихотворении, невеселая, хмурая, неяркая, но своими полутонами она дает нам возможность раскрасить ее по-своему, в соответствии с нашей фантазией, со своими зимними впечатлениями. Родина здесь – леса, небо, туман, даль… сказка.

Перед нами раскрывается картина деревенской Руси, русских просторов. И не только вширь раздвигается пространство, описываемое в стихотворении, но и ввысь: сосны, темные, высоченные, встают стеной перед нашим мысленным взором, как в русских народных сказках они вставали между героями и их преследователями.

Лес совсем не дает ощущения пустыни, но однообразие пейзажа может быть с нею сравнимо. Серость пейзажа: темное небо, белый снег, черные силуэты сосен – смягчается бело-синим туманом, который поэт сравнивает с чьей-то кроткой печалью. Создается ощущение, что кто-то осторожно укутывает землю теплым, душным, мягким покрывалом. Туман даже не бело-синий, а молочно-синий, напоминающий сказочные молочные реки, текущие в кисельных берегах мечты, сна.

Вариант 2

Природа нашей родины способна вызвать у русских писателей и поэтов самые разнообразные эмоции и впечатления, её многоликость и своеобразность никогда не оставляли их равнодушными, подталкивая к созданию неповторимых художественных образов, берущих нас всех за душу и пробуждающих глубокие, трепетные чувства к месту, где родился и вырос. Писали стихи о родине Лермонтов, Есенин, Пушкин, Ахматова и т.д.

В двух небольших четверостишиях, написанных Буниным еще в 1896 году, до того, как он покинул русскую землю навсегда в 1920 году, четко, ясно и без всяких прикрас описана та Россия, которую он увез в своем сердце навсегда далеко на чужбину: старая и мрачная, еще не запятнанная кровью братоубийственной гражданской войны, унылая и лишенная радости, однако такая настоящая и самобытная, не лишенная своей определенной прелести, родная и поэтому все же любимая и дорогая.

Стихотворение начинается унылой и мрачной картиной одного зимнего дня, идущего к закату. Бунин очень точно с помощью цветовых эпитетов передает настроение этого дня, помогая читателям представить небо мертвенно-свинцового цвета, «сине-молочный» туман, пустыню из снега и даль, таящуюся в сумраке. Перед нами появляется унылая и мрачная картина зимнего дня на Руси, с её бескрайними и необъятными просторами, которые тянутся бесконечно и куда не взглянешь «нет конца лесам сосновым и далеко от деревень».

Если первая часть произведения поневоле вызывает тоску и уныние, когда все вокруг мрачно и уныло, на психику давит ощущение «мертвенно-свинцового неба», отсутствие людей и признаков жизни, то второе четверостишие уже не наполнено таким депрессивным настроением и художественные описания природы становятся более мягким и даже «человечными».

Читать еще:  Современный способ откосов дверных

Например, это чувствуется в сравнении молочно-синего тумана с чей-то кроткою печалью, которая «смягчает призрачную даль». В этом сравнении поэт объединяет природу с духом русского человека, делая их едиными в их кроткой печали. Вообще покорность всегда была присуща русскому крестьянству, та печаль, которую замечал Бунин во время своих поездок по российской глубинке в глазах детей и взрослых, была, по его мнению, предвестником тех страшных исторических событий, выпавших на долю русского крестьянства в дальнейшем.

Природа и русский человек в этом стихотворении становятся одним целым, ведь как туман «смягчает сумрачную даль», так и светлая печаль делает лицо человека более мягким и беззащитным, смывает с него унынье и безысходность, добавляя черты одухотворенности и возвышенных чувств. Прочитав стихотворение Бунина, испытываешь бурю противоположных чувств, сначала это уныние и даже депрессия, а затем просветленность и светлая печаль.

Для Бунина его Родина была и оставалась страной противоречий, в которой уживались разбитые колеи грязных дорог с завораживающей красотой пейзажей вокруг, невежество и бедность с красотой русской души. И хотя чувства к ней у него бывали весьма спорны и противоречивы, он всегда хранил её в своем сердце даже на далекой чужбине.

Вариант 3

Стихотворение «Родина» было написано поэтом Буниным как раз в тот момент, когда у него не было слишком хорошего настроения. По крайней мере, это видно по тому, как он описывает в своем стихотворении множество самых неблагоприятных моментов, которые происходят в природе, особенно российской. Потому что Бунин – российский поэт.

Автор произведения описывает природу осенью, а вернее – позднюю осень, когда погода не блещет красотой и спокойствием. Наоборот, все довольно печально, ведь нет тепла, солнце зашло за серые тучи. Вокруг – холод, промозглый туман, в общем – погода просто ужас. Тем не менее, Бунин – реалист, хотя может показаться, что он слишком уж ухудшает видимость вокруг себя. Но, ведь природа и погода осенью поздней не самая лучшая, просто кто-то об этом предпочитает молчать или не обращать внимание. Бунин же заявляет об этом прямо, без всяких оговорок.

Средства художественной выразительности

Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.

Эпитеты

Писатель использует такие эпитеты:

  • «рдяный восход»;
  • «холодеющий шелест»;
  • «голодающий»;
  • «бедный народ»;
  • «суровый свинцовый край»;
  • «холодное поле»;
  • «безысходные возгласы»;
  • «роковая страна, ледяная».

Метафоры

Поэт использует метафоры:

  • «шелест поляны»;
  • «край посылает»;
  • «стаи несытых смертей»;
  • «ветер доносит»»;
  • «над откосами косят людей».

Сравнения

В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:

Пейзаж в лирике Н. Языкова

Еще в одном из ранних своих стихотворений «А.И. Кулибину» (1821) Языков писал:

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая.
Душистее цветы, там холмы зеленее.

Так пейзаж родной страны проникает в языковскую лирику. Одной из его лучших пейзажных зарисовок (в которой с наибольшей силой воплотился художественный метод Языкова) является стихотворение «Две картины» (1825 г.):

Прекрасно озеро Чудское,
Когда над ним светило дня
Из синих вод, как шар огня,
Встает в торжественном покое:
Его красой озарена,
Цветами радуги играя,
Лежит равнина водяная
Необозрима и пышна.

Прекрасно озеро Чудское,
Когда блистательным столбом
Светило искрится ночное
В его кристалле голубом.
Безмолвна синяя пучина,
В дубровах мрак и тишина,
Небес далекая равнина
Сиянья мирного полна.

Перед нами как бы два пейзажа: Чудское озеро на рассвете и в яркую лунную ночь. Две прекрасные картины, написанные прекрасным художником, изобразительная палитра которого включает в себя все цвета солнечного спектра («цветами радуги играя», «блестки золота» росы). Слабый ветер, «гладь вод», местные «дубровы» – приветливый уголок русской природы – но за ним ширь и простор, необозримая панорама. И на фоне этого мирного утреннего пейзажа разносится «песня русская живая». Родная земля и человек в поэзии Языкова как бы одно целое, как бы одно неразделимое существо. Природа у Языкова не олицетворенная (как у Ломоносова), не одухотворенная (как у Жуковского), она (как уже было замечено исследователями) живая. Все живое, и «паруса, готовые для бега», и «пробудившийся брег». Поистине высочайшее мастерство живописной изобразительности. И это мастерство с особой силой и смелостью реализовано в деталях. Краски, используемые поэтом, очень яркие и контрастные:

Светило искрится ночное
В его кристалле голубом.
Чернеют образы лесов.
Звезда над озером блеснет,
Огнем рассыплется алмазным.

Понимаешь восторг поэта перед подобной картиной, его «избыток чувств», «живые восторги» (так скажет Пушкин о поэзии Языкова). Удивительное чувство душевного покоя, гармонии, умиротворенности охватывает при виде этой прекрасной в своей безмятежности картины: солнце «встает в торжественном покое», «лежит равнина водяная», «тихо пляшут паруса», «безмолвна синяя пучина», «в дубровах мрак и тишина», «небес далекая равнина // Сиянья мирного полна». Поневоле забываешь все тревожащие тебя вопросы. Даже пучина – «синяя», а не «черная», «бездонная» – ведь именно эти ассоциации возникают при слове пучина, пусть даже и яркой лунной ночью. Озеро – «равнина водяная», небеса – «далекая равнина». Мирный и прекрасный уголок русской природы – за ним необозримая ширь и необъятность, и удивительное чувство свободы. Из этой русской природы, порою, не яркой своими красками, черпаешь новые силы.

Хотя Языков (в отличие от Батюшкова и Жуковского) не любил специально, тщательно подбирать звук к звуку, но и он не избегает аллитерации и ассонанса (так, аллитерация «с» в I части стихотворения – прекраСно, ЧудСкое, Светило, Синих и т.д. сменяется аллитерацией «ч» и «ш» – «отброШенная туЧей», «Чернеют», «огонь плавуЧий», «Челн»). Употребляет автор перифразы и сравнения: солнце – «светило дня», озеро – «кристалл голубой», роса – «блестки золота». Прибегает поэт и к смелым сочетаниям слов: «равнина водяная» – «пышна»; «рыбак взывает» (а не зовет); «роса светлеет» (а не блестит); «рыбак живит веселым словом» (а не оживляет).

В этих превосходно написанных картинах главное для автора – их эмоционально-эстетическое восприятие, своеобразие собственного мироощущения, выраженного с исключительной силой, те яркие и «живые» краски, что сам поэт назвал выражением «живых восторгов».

Языков как бы одним, удивительно верным взглядом охватывает отдельные черты изображаемого. При этом поэт добивается редкого многообразия ассоциаций в обрисовке деталей образа. При описании природы для него важно ощущение мгновенности, сиюминутности. Вот превосходное описание грозы в стихотворении «Тригорское» (1826):

. гроза волнует,
Взрывает воды и леса,
Гремит, и блещет, и бушует.
Мгновенья дивные!

Ярок и красочен язык в одной строке – «гремит и блещет и бушует», автор сумел передать и рев ветра, и яркие вспышки молнии, и громовые раскаты грома:

Вдруг тьма угрюмей и черней,
Удары громче громовые.
Шумнее, гуще и быстрей
Дождя потоки проливные.

Характерно самое слово «вдруг» (в этом проявляется языковская энергия стиха). Поэт не боится тавтологии («громче громовые», «дождя потоки проливные»).

Когда кончится гроза, неизвестно:
Но завтра, в пышной тишине,
На небо ярко-голубое
Светило явится дневное
Восставить утро золотое
Грозой омытой стороне.

Языков практически в любом слове открывает различные смысловые оттенки и, комбинируя их, создает новые, подчас неожиданные эпитеты и сравнения: «утро золотое», «небо голубое», и вдруг – «пышная тишина», «восставить утро» – сочетания весьма неожиданные.

Вот прекрасное описание Тригорского («П.А. Осиповой», 1826):

Бывало звезды тихой ночи
Глядятся в зеркало пруда.
Как чаровались мне тогда
Душа и сердце, слух и очи!
А дом, а сад густозеленый,
Пруды и Сороти студеной
Гостеприимные струи!
А вид на долы и на горы
.
А мост, а пышные дары
Помоны, Бахуса и Флоры!

Для Языкова «ход торжественной природы» подчиняется «мудрости законам вековым». Покой и гармония природы передаются человеку:

Читать еще:  Шаблон для планировки откоса

И взоры прекрасной
То нежны и ясны,
Как божий огонь,
То мрачны и томны,
Как вечер худой.

В стихотворении «Моя родина» (1825) для Языкова в описании русской природы важны прежде всего ее мощь и красота, необъятный простор, для него важно показать силу и свободолюбие русских людей:

Краса полуночной природы,
Любовь очей, моя страна!
Твоя живая тишина,
Твои лихие непогоды.
Все мило мне.
Но там, где русская природа,
Как наших дедов времена,
И величава и грозна
И благодатна, как свобода.

Природа оживает в восприятии лирического героя. Наступление нового дня – это и пробуждение жизни, пробуждение героя.

Пурпурово-золотое
На лазурный неба свод
Солнце в царственном покое
Лучезарно восстает;
Ночь сняла свои туманы
С пробудившейся земли;
С блеском утренним поляны,
Лес и холмы расцвели.

Опять покой и безмятежность, мирная тишина, изредка нарушаемая скрипом ворот, негромким эхом, звуком волынки, шумом весла, – привычными звуками неторопливой и поэтому прекрасной повседневной деревенской жизни. Поражает удивительная мелодика стиха, мелодия в самом привычном сочетании слов («на лазурный неба свод. лучезарно восстает»). В картинах русской природы с поразительной силой проявилось поэтическое мастерство Языкова, изобразительная сила его стиха – четкие афористические словесные формулировки.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н.М. Языкова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

«О красном вечере задумалась дорога…», анализ стихотворения Есенина

История создания

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» было написано Есениным в 1916 г. и напечатано в сборнике «Голубень» (1918). Есенин отдал это стихотворение вместе с пятью другими для публикации в газете «Биржевые ведомости» ещё в 1916 г., но через месяц отказался от публикации.

Описанный в стихотворении осенний деревенский вечер контрастирует с жизнью Есенина в большом городе (в 1916 г. он живёт в Петербурге). Очевидно, молодой человек скучал по родине и по прежнему образу жизни. Его сознание странно сочетало крестьянские ценности, любовь к родной природе и яркую образность, поэтическое новаторство, присущее поэтам начала 20 в.

Литературное направление и жанр

В 1916 г. Есенин сблизился с группой поэтов, которые впоследствии были названы новокрестьянскими. Это не было в прямом смысле слова литературное направление, у новокрестьянских поэтов не было ни манифеста, ни общей программы. Их объединяла крестьянская тематика творчества. Кроме того, Есенин и его старший наставник Клюев читали свои стихи в традиционных и несколько театральных крестьянских нарядах. Критики обвиняли Есенина в том, что стихотворения поэта – «утрированный лубок, пряник в сусальном золоте».

Жанр стихотворения – пейзажная лирика, в нём есть элементы идиллии и элегии. То есть стихотворение наполнено тоской по ушедшей идеальной жизни в деревне, лирический герой сожалеет о потере.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – осенний вечер в деревне, грёзы-воспоминания о прошлом, о родине и детстве. И пейзаж, и деревенский был одухотворены и оживлены. Основная мысль стихотворения связана с его настроением. Лирика осеннего вечера наталкивает лирического героя на мысль об утрате («кого-то нет»). Увядание и умирание дня, осенней природы и человека – звенья одной цепи. Смерть и увядание окружает лирического героя, но нужно уметь жить, зная о смерти, уметь видеть жизнь даже в увядании.

Композиция стихотворения подчинена основной мысли. Стихотворение состоит из 5 строф. В каждой строфе лирический герой пристально смотрит на разные объекты, как будто проходит по деревне. В первой строфе внимание сосредоточено на дороге, кустах, потом на избе. Во второй строфе мир виден глазами желтоволосого отрока, который из окна избы рассматривает двор и игру галок. Это детство самого лирического героя.

Третья, центральная строфа – сердце стихотворения. Печь традиционно считается самым главным элементом избы. В ней сосредоточена вся деревенская жизнь. Взгляд на её розовое нутро и на зелёную золу, выпадающую из неё, вызывает у лирического героя печальные мысли о ком-то, кто отсутствует в данной идиллической картинке. Этот отсутствующий человек не обязательно мёртв, он просто перестал быть частью сельского пейзажа, оторвался от родной природы, родного двора и избы: «Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото травы». Четвёртая строфа – плач по ушедшему человеку, «тяжёлый вздох» по нему самой природы, ветра.

Пятая строфа образует композиционное кольцо с первой. Та же дорога, которая мысленно привела лирического героя в родную избу, в его прошлое, уводит его прочь. А в родном дворе остаётся всё по-прежнему.

Тропы и образы

В основе всей образной системы стихотворения лежит олицетворение. В деревне, на родине лирического героя, живо всё. Дорога задумалась, зола обнимает трубу, ветер шепчет, вздыхает, целует клюв совы. Но явления природы и предметы не просто живы. Они антропоморфны и имеют определённые черты человеческого характера. Старуха сравнивается с избой (приложение изба-старуха), у неё есть челюсть (это порог), которым она «жуёт пахучий мякиш тишины».

Осенний холод крадётся ласково и кротко (наречные эпитеты), ветер тонкогубый (эпитет). Тонкие губы нужны для свиста, а ещё злые люди часто поджимают губы. Может быть, ветер сердит на того, кто сгинул в ночи? В то же время, именно его тягучий вздох (эпитет) целует клюв нахохленной (эпитет), видимо, от ветра, совы. Вздох ветра начинает жить в стихотворении отдельной жизнью, он ныряет звоном тощим (метафора и метафорический эпитет).

Даже коровы кивают не просто так, а будто бы одобряя поступок лирического героя.

В образной системе языка важны цвета, звуки, запахи, даже вкус. Начало и конец стихотворения тонут во мраке (сравнительные степени прилагательных «кусты рябин туманней глубины» – «всё гуще хмарь»). От начала стихотворения к концу мрак всё сгущается. Вечер перестаёт быть красным, небо тухнет. Дорога в сумраке кажется белой. Метафора узорит скользкий ров связана с каким-то промыслом, женской тоскливой работой (шитьём или вышиванием).

Образ дороги символичен. Это жизненный путь, который увёл из деревни лирического героя и теперь в воспоминаниях привёл обратно. Скользкий ров (эпитет), над которым извивается дорога – символ постоянной опасности, слепого случая. Это смерть, шагающая рядом с живущим.

Ещё два символа стихотворения сосредоточены в образах желтоволосого отрока и старухи-избы. Это воплощение детства и старости, сыновства и материнства, непрерывности жизни.

Неясные и туманные цвета начала и конца стихотворения в середине переходят в яркие и как бы овеществляются. Синь стекла – воплощение неба, желтоволосый отрок – символ самой жизни, зреющих хлебов. Чёрные галки оттеняют эти яркие краски и контрастируют с модернистским описанием печи.
Свет излучает не только печь, но и глаза отрока (лучит глаза), и белая дорога.

Тихие звуки вечера (метафора мякиш тишины) в стихотворении прерываются шёпотом ветра, вздыхающим овсом на губах коров. Резкие галочьи вскрики – самый громкий вечерний звук. Он появляется в середине стихотворения вместе с яркими красками. Но конец стихотворения тоже тонет в тишине: «клюв нахохленной совы» закрыт.

Неологизмы стихотворения созданы по существующей словообразовательной модели: хмарь, лучит, узорит.

Ассонанс и аллитерация рисуют звуки природы. Например, повторение звуков ш, ч в третьей и четвёртой строчке первой строфы – материальное воплощение тишины.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом, женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрёстная.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector