Hist-of-rus.ru

Строй журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уклон откосов земляного полотна

Курсы

Индексы

РАЗДЕЛ 1. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Технологическая карта N 8

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана для производства геодезических работ при устройстве земляного полотна в зависимости от форм рельефа.

2. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

2.1. Восстановление и закрепления трассы дороги

Восстановление трассы производится с целью закрепления на местности всех основных точек, определяющих положение проектной линии дороги. При этом руководствуются документами рабочего проекта: планом и профилем трассы, ведомостью прямых и кривых, схемой закрепления трассы. В состав работ по восстановлению трассы входят:

— инструментальное восстановление пикетажа с контрольным промером линий и углов и с детальной разбивкой кривых;

— закрепление трассы с выносом знаков крепления за пределы зоны земляных работ;

— контрольное нивелирование по пикетажу с дополнительным сгущением сети рабочих реперов;

— возможная корректировка и местное улучшение трассы.

Восстановление трассы начинают с отыскания на местности вершин углов поворота. Отдельные вершины, на которых не сохранились знаки крепления, находят промерами от постоянных местных предметов согласно абрисам их привязки или прямой засечкой по проектным углам из двух соседних вершин трассы. Одновременно с восстановлением вершин измеряют углы поворота трассы и сравнивают полученные значения с проектными. При обнаружении значительных расхождений направление трассы на местности не изменяют, а исправляют значение проектного угла поворота и пересчитывают по исправленному углу все элементы кривых.

Затем приступают к контрольному измерению линий с разбивкой пикетажа. Пикеты и точки пересечения трассой водотоков и магистралей устанавливают в створе по инструменту. При обнаружении во время промера расхождения со старым (изыскательским) пикетажем более чем на 1 м вставляются так называемые «рубленные» пикеты с целью обеспечить соответствие точек на местности точкам на проектном продольном профиле.

На закруглениях трассы детально разбивают переходные и круговые кривые, причем промежуточные точки на кривых разбивают через каждые 20 м при радиусе кривой более 500 м, на кривых радиусом от 100 до 500 м — через каждые 10 м, а на кривых радиусом менее 100 м — через 5 м.

Закрепление оси трассы осуществляют прочно забитыми кольями и высокими вехами (длиной 3-4 м), а также колышками с выносом их за пределы зоны работы машин с указанием расстояния выноски. При этом на длинных прямых участках высокие вехи устанавливаются через каждые 0,5-1 км. На прямых участках такие же вехи ставят в точках, соответствующих тангенсам кривых. Вершины углов поворота трассы закрепляют прочно вкопанными угловыми столбами с надписью (диаметром не менее 10 см и высотой 0,5-0,7 м). Закрепляют начальные и конечные точки переходных кривых. Столбы располагают на продолжении биссектрисы угла в 0,5 м от его вершины. Надпись обращают к вершине, которую отмечают колышком. На кривых с малыми биссектрисами устанавливают на продолжении тангенсов (вне зоны работ машин) по две вехи через 20 м от вершины, при этом составляется ведомость закрепления трассы на участке (табл.1).

Ведомость закрепления трассы на участке

Уклон дороги: поперечный и продольный

Уклон дороги — это изменение высоты между двумя её точками. Численно он равен отношению подъёма участка к его длине и выражается абсолютными величинами, процентами и промилле. В реально существующих конструкциях практически все дороги имеют уклоны — поперечные и продольные. В целом наличие дорожных уклонов является благоприятным для стабильного и безопасного движения транспортных средств.

Допустимый уклон дороги обеспечивает:

  1. отвод с поверхности полотна талых и дождевых вод;
  2. расчётный скоростной режим и пропускную способность в сложных климатических условиях;
  3. отсутствие подтоплений полотна грунтовыми водами и образование оврагов;
  4. рельефное выделение дороги в соответствие с проектной документацией.

Поперечный уклон дороги

Этот вид уклона автомобильной дороги устраивается искусственно при строительстве. Он может быть двухскатным и односкатным. В первом случае основание и дорожная одежда делаются так, чтобы середина дороги была выше краёв на 3-6 %. Такой наклон не мешает нормальному движению транспортных средств, но выполняет важнейшую функцию отвода дождевой или талой воды от дорожного полотна. Вода стекает в обязательную для каждой дороги дорожную канаву (вне города) или в люки городской канализационной системы (на краях дорог в городе).

Односкатными строят участки дорог на их закруглениях или поворотах, чтобы увеличить сцепление колёс с покрытием в местах, где допустима достаточно высокая скорость движения. На такой дороге поднят только внешний (по отношению к повороту) край, поэтому водосбор устраивают только на внутреннем участке.

Читать еще:  Что такое откос насыпи земляного полотна

Продольный уклон дороги

Он обусловлен наличием в каждом регионе определённого рельефа местности, который и определяет изменение высоты дороги в продольном направлении. Для каждой категории дорог нормативными документами (ГОСТ, СНиП) устанавливаются максимальные продольные уклоны дорог.

Численные значения уклонов дорог в документах чаще всего обозначают в промилле (тысячные доли в отличие от процентов — сотых долей). Так, местные дороги в соответствии со СНиП могут иметь уклоны до 80 ‰ (промилле), что соответствует 8 %, промышленные — до 60‰, общегородские — 50-60 ‰. Самыми ровными по горизонтали должны быть скоростные магистрали — до 40 ‰.

Продольный уклон дороги определяется не только существующим наклоном ландшафта. Он устанавливается расчётным путём в соответствии с действующими стандартами и зависит от:

  1. расчётных нагрузок на дорожное полотно и насыпи;
  2. пропускной способности участка дороги;
  3. разрешённого скоростного режима;
  4. величины радиусов поворотов;
  5. допускаемого расстояния видимости дорожных знаков с учётом нормативной скорости движения;
  6. ширины дороги и поперечного профиля.

По полученным расчётным данным выполняется строительство дороги. При этом возможны перемещения больших масс грунта, создание серпантинов с многочисленными поворотами в горных местностях, сложных насыпей, тоннелей и мостов на развязках, устройство дорогостоящих оснований и дорожных одежд. Арендовать спецтехнику при дорожном строительстве всегда можно у нас.

Зачем нужен уклон для стока дождевой воды и как его рассчитать

Водосточная система является одним из важных элементов для обеспечения нормального функционирования зданий и сооружений. Она предназначена для отведения дождевых и талых вод, которые негативно влияют на основные конструктивные элементы зданий и провоцируют их постепенное разрушение.

  1. Назначение уклона для стока дождевой воды
  2. Минимальное значение уклона для кровли и правила выполнения расчета
  3. Выбор уклона для тротуаров
  4. Уклон поверхностного водостока для городских территорий

Назначение уклона для стока дождевой воды

Крыша каждого здания обязательно оборудуется водостоком, который обеспечивает своевременное удаление осадков и их отведение в ливневую канализацию. Присутствие на кровле желобов и системы трубопроводов предотвращает намокание фасада и фундамента. В результате данные конструктивные элементы служат дольше и сохраняют свои эксплуатационные качества.

Грамотно организованный отвод воды помогает сэкономить на ремонтно-восстановительных работах. Сток осадков произойдет эффективно при наличии правильного уклона водосборных желобов и системы в целом. Это объясняется следующими причинами:

  • При отсутствии должного уклона небольшие желоба не смогут эффективно выполнять свою работу. Вода будет постоянно переходить через борта, что приведет к ухудшению работы системы.
  • Слишком крутой угол слива сделает неэффективными водосточные воронки и трубы. Они не смогут справиться со стремительным потоком воды, который исходит от желобов.
  • Неправильно выбранный уклон приведет к накоплению в системе листвы и грязи. Такой водосток требует частой очистки и может периодически выходить из строя.

Не менее важно соблюдать уклон лотков для отвода дождевой воды со двора. Ее накопление на территории около здания приводит к затоплению подвальных помещений, намоканию фундамента. При покрытии асфальтом, тротуарной плиткой происходит постепенное разрушение материалов под действием большого количества воды.

Минимальное значение уклона для кровли и правила выполнения расчета

Установку водосточной системы на даче или в частном доме рекомендуется начинать после завершения фасадных работ и до момента укладки финишного кровельного покрытия. Важно уделить особое внимание выбору желобов. Их размер и конфигурация должны соответствовать годовому количеству осадков и параметрам крыши. Кроме прямолинейных элементов при необходимости устанавливают угловые части или заглушки.

Все составляющие водосточной системы монтируются с минимальным уклоном в 1-2 мм на каждый погонный метр, согласно СНиП, ГОСТ. Если придерживаться указанной нормы, движение сточных вод к приемным воронкам будет происходить под действием естественных сил без применения дополнительного оборудования. При этом водоприемное отверстие должно находиться по уровню в самой низкой точке.

Специалисты рекомендуют для желобов задавать уклон в размере 0,3-0,5 см на каждый метр. Если водосточный элемент имеет длину 6 м, его верхняя точка приподнимается на уровень 2-3 см относительно нижней. Для сборных желобов уклон рекомендуется немного увеличить. Во время движения вода встретит соединительные швы, которые снизят ее скорость.

Чтобы уклон вышел плавным, необходимо правильно установить кронштейны. Вначале монтируют первый и последний держатель в соответствии с выбранным углом. Между ними натягивается строительный шнур. По заданной линии устанавливаются другие кронштейны с шагом в 50-70 см. Чтобы монтаж прошел успешно, каждый следующий держать должен находиться выше или ниже предыдущего на 2-3 мм.

Читать еще:  Утепление откосов внутри пенополистиролом

Выбор уклона для тротуаров

Уклон площадки для стока воды определяется нормативными документами в сфере строительства. Он обычно выражается в процентах. 1% соответствует значению 1 см на каждый погонный метр. Минимальный уклон крыльца или площадки для стока воды зависит от климатических условий на конкретной территории. Также на данный показатель влияют особенности поверхности, для которой производится расчет.

Уклон стока воды для тротуара во дворе и обычных пешеходных дорожек составляет 1%. Этого достаточно для хорошего стока воды при сохранении их удобства эксплуатации. Если тротуар покрыт плиткой, учитывается структура ее поверхности. Если она гладкая, рекомендуемый уклон составляет 2-2,2%, шероховатая – 2,5%. При разработке проекта площадки или крыльца их самая низкая точка должна совпадать с размещением водоприемного лотка.

Для участков тротуара с большой проходимостью (территория около ступенек, повороты) уклон составляет 3-3,5%. Такое значение поможет избежать скопления воды, предотвратит падение людей при гололеде в холодное время года. Для участков, где наблюдается минимальная проходимость, допускается максимальный уклон площадок – 6-7%.

Уклон поверхностного водостока для городских территорий

При организации стока дождевых вод на больших по площади территориях учитывается ее вертикальная планировка. Данный процесс осуществляется при помощи водостока. Он проектируется и организуется таким образом, чтобы собрать всю воду с конкретной территории, отвести ее в место сброса и в очистные сооружения. При этом необходимо предотвратить возможное затопление улиц, самых низких по уровню участков, подземных этажей и конструкций.

При проектировании канализации для сбора дождевых вод учитывается интенсивность, продолжительность и периодичность появления осадков на конкретной территории. Такие данные содержатся в нормативных документах – СНиП 23-01-99 «Климатология и геофизика», СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения».

Для сбора дождевых вод на городских территориях используются следующие типы систем:

  • открытая: формируется из лотков, кюветов, которые соответствуют поперечному профилю улиц;
  • закрытая: состоит из подводящих сетей, подземных сооружений, смотровых колодцев, специальных узлов (выпуски, водобойные, перепадные колодцы);
  • смешанная: содержит элементы открытой и закрытой сети.

Для удобства эксплуатации максимальная длина ветки ливневой канализации составляет 40 м. На ней обычно устанавливают 2-3 дождеприемных колодца и один – смотровой. Диаметр веток находится в пределах 200-300 см. Оптимальный уклон ливневой канализации – 2-5%, минимально возможный – 0,5%.

Лотки и кюветы открытой дождевой сети проектируются вдоль улиц. Они преимущественно имеют прямоугольное или трапецеидальное сечение. Уклон лотков на проезжей части, водоотводящих каналов, кюветов принимают с учетом типа существующего покрытия. При наличии асфальтобетонного основания он составляет 0,3%, брусчатого или щебеночного – 0,4%, булыжного – 0,4%. Для отдельно размещенных лотков и кюветов наименьший уклон достигает значения 0,5%, для водоотводных канав – 0,3%.

При реконструкции ливневой канализации проектируемые элементы привязывают к существующим. Положение всех составляющих системы и ее уклоны зависят от высотного и планировочного решения территории.

Геодезические работы при строительстве дорог и мостовых сооружений

Геодезические работы при строительстве дорог начинают с детальной разбивки её оси по материалам предыдущего трассирования. При этом восстанавливают утраченные пикеты, углы поворота и главные точки круговых кривых. Выполняют детальную разбивку кривых одним из известных способов. Кроме того, производят контрольное нивелирование по пикетажу и плюсовым точкам, разбивают, при необходимости, дополнительные поперечные профили. После выполнения указанных работ трассу окончательно закрепляют на местности знаками, располагаемыми вне зоны земляных работ, и сгущают сеть рабочих реперов из расчета : 1 репер на 4-5 пикетов трассы.

В зависимости от условий местности и положения проектной линии трассы выполняют разбивку земляного полотна дороги для различных случаев положения проектного и поперечного профилей трассы. Разбивка земляного полотна производится с учётом обустройства проезжей части, обочин, откосов и кюветов, соблюдением проектных уклонов в продольном и поперечном направлениях. Поперечные уклоны необходимы для обеспечения отвода воды в том и другом направлениях от оси дороги либо в одном каком-либо направлении, а также для обеспечения необходимой устойчивости движущегося на закруглениях транспорта. Поперечные уклоны не должны отличаться от проектных не более, чем на 0,030.

Исполнительная геодезическая съёмка выполняется после возведения земляного полотна и после окончательного строительства дороги.

Для разбивки под строительство мостовых сооружений создают плановую разбивочную сеть в виде триангуляции, трилатерации, полигонометрии, а также линейно-угловых построений с погрешностью в определении координат пунктов не более 10 мм. Указанные сети уравнивают строгими способами. (О способах уравнивания геодезических построений будет подробно рассказано в последней главе учебника). Разбивочная сеть создается в частной или условной системе координат. Осью абсцисс является ось мостового сооружения.

Читать еще:  Укрепление откосов георешеткой с заполнением щебнем

В мостовых триангуляционных сетях углы измеряют с погрешностью не более 1″-2″, с точностью 2-3 мм измеряют контрольные базисные стороны (не менее двух сторон). На рис. Триангуляция. Сдвоенный геодезический четырёхугольник представлена схема триангуляционной сети в виде сдвоенных геодезических четырёхугольников. Может быть использована схема и в виде одного геодезического четырёхугольника с измерением двух базисов на противоположных берегах, например, АВ и DE.

При построении трилатерационных сетей основной фигурой часто является сдвоенный геодезический четырёхугольник или сдвоенные центральные системы (рис. Трилатерация. Сдвоенная центральная система). Стороны в указанных построениях и их диагонали измеряют светодальномером высокой точности.

Линейно-угловые сети (рис. Линейно-угловые построения) на мостовых сооружениях позволяют обеспечить большую точность, чем триангуляционные или трилатерационные сети, поскольку в них отсутствуют направления вдоль берегов, что создает одинаковые условия для измерений горизонтальных углов (ослабляется влияние боковой рефракции атмосферы). Кроме того, в линейно-угловых сетях появляется большое число избыточных измерений, что обеспечивает надежный контроль в построениях. Вообще говоря, и при построениях сетей триангуляции и трилатерации, если имеется возможность измерения хотя бы части сторон или углов, то такие измерения целесообразно выполнять. Затраты на выполнение дополнительных измерений того стоят.


Триангуляция. Сдвоенный геодезический четырёхугольник


Трилатерация. Сдвоенная центральная система


Линейно-угловые построения


Система полигонометрических ходов

Полигонометрические сети строят в виде системы ходов в продольном по оси моста направлении (рис. Система полигонометрических ходов). Углы в такой сети измеряют с погрешностью 2″-3″, а стороны – с погрешностью 5 мм. Полигонометрические сети чаще всего строят на суходольных реках в меженный период (примерно середина лета для средней полосы), когда береговые линии максимально приближаются друг к другу. В систему полигонометрического хода включают точки А и В оси моста. В результате образуется замкнутый полигонометрический ход, состоящий из разомкнутого основного хода А-1-2-3-4-5-В и контрольного В-6-7-8-9-А. В таком построении измеряют горизонтальные углы в узловых точках А и В между линиями полигонометрического хода и осью моста. Кроме того, рекомендуется измерить светодальномером и расстояние АВ и сравнить его с вычисленным по координатам точек А и В расстоянием.

Возможны и другие геодезические построения в виде сдвоенных центральных систем, а также сочетания линейно-угловых построений с полигонометрическими ходами. Вид построения зависит как от необходимой точности разбивочных работ, так и от условий работ.

При строительстве мостовых сооружений и виадуков через ущелья и коньоны, когда опоры на берегах устанавливают уступами, строят линейноугловые сети в вертикальной плоскости. При этом расстояния измеряют светодальномером, а вертикальные углы – теодолитом либо используют для этих целей электронный тахеометр. Здесь следует иметь в виду, что вертикальные углы измеряются с несколько меньшей точностью, чем горизонтальные, поэтому число измерений следует увеличивать до достижения необходимой точности.


Передача высот через водное препятствие

Высотная геодезическая сеть представляет собой систему реперов, высоты которых определяют с погрешностью 3-5 мм нивелированием III класса. Особенностями построения высотной сети является передача отметки через водное препятствие, что часто выполняют по схеме, представленной на рис. Передача высот через водное препятствие. Применяют точное геометрическое и тригонометрическое нивелирование. В зимнее время нивелирование выполняют по льду по заранее вмороженным пикетам. На двух станциях необходимо обеспечить строгую симметрию неравных плеч: L1 = L3; L2 = L4 .

Створ оси моста при разбивке задают теодолитом или лазерным визиром и выносят по нему центры опор с помощью компарированных рулеток или светодальномером. На больших суходольных реках центры опор выносят способами прямой или обратной угловой засечки с пунктов разбивочной сети. Прямую угловую засечку выполняют с трёх пунктов, причем одно из направлений обязательно должно совпадать с осью моста. При обратной угловой засечке решение задачи выполняют по четырём исходным пунктам сети. Центр мостовой опоры может быть смещён относительно оси не более, чем на 20 мм.

Детальная разбивка опоры осуществляется от её центра относительно оси опор и перпендикулярного к ней направления – оси опоры.

По окончании строительства опор, а затем – после монтажа пролетных строений, производят исполнительную съёмку.

Оставьте свой отзыв, комментарий или задайте вопрос

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector