Hist-of-rus.ru

Строй журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поезд россии пустили под откос

Боевой железнодорожный ракетный комплекс

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖРК, поезд-призрак) — тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения [1] .

Наименование «Боевой железнодорожный ракетный комплекс», используется также как имя собственное для советского ракетного комплекса 15П961 «Мо́лодец» (РТ-23 УТТХ). 15П961 «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.

На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».

Первые проработки по использованию железнодорожного состава в качестве носителя стратегических ракет появились в 1960-х годах. Работы по этому направлению велись и в СССР, и в США.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 В США
    • 1.2 В СССР/России
    • 1.3 В КНДР
  • 2 Преимущества и недостатки
  • 3 В литературе
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История [ править | править код ]

В США [ править | править код ]

Впервые идея о железнодорожном базировании баллистических ракет была подробно рассмотрена в США в начале 1960-х [2] . Появление твердотопливной МБР «Минитмен», не нуждавшейся в предстартовой заправке, устойчивой (в отличие от ранних жидкотопливных ракет) к вибрации и тряске в движении, впервые сделало возможным запуски межконтинентальных баллистических ракет с перемещающейся платформы. Предполагалось, что поезда с ракетами будут регулярно передислоцироваться между предварительно просчитанными позициями — так как МБР того времени нуждались в точном определении координат места старта для работы своей инерциальной системы навигации — и, таким образом, будут практически неуязвимы для советского ракетного нападения [3] .

Летом 1960 года в рамках теоретической проработки была проведена операция «Большая Звезда» (англ. Big Star ), в рамках которой прототипы будущих железнодорожных пусковых комплексов перемещались по железным дорогам США. Целью учений была проверка мобильности комплексов, возможности их рассредоточения по использующимся железным дорогам. По результатам операции в 1961 был подготовлен проект и создан прототип железнодорожного состава, способного нести пять ракет «Минитмен» на специально усиленных платформах [4] .

Предполагалось, что первые мобильные «Минитмены» поступят на вооружение летом 1962 года. ВВС ВС США рассчитывали развернуть 30 поездов, несущих, общим счетом, 150 ракет. Однако, стоимость проекта была сочтена слишком высокой [5] . Шахтные пусковые комплексы для «Минитменов» были сочтены более эффективным решением — дешёвым (в сравнении с шахтными установками предшествующих жидкостных МБР «Атлас» и «Титан») и защищенным от существующих советских МБР, имевших в то время крайне низкую точность. Летом 1961 проект был закрыт; созданные прототипы пусковых поездов использовались как транспортеры для доставки «Минитменов» с заводов к базам шахтного развертывания [6] .

В 1986 году идея железнодорожного развертывания была принята для новой американской тяжелой МБР LGM-118A «Peacekeeper», также известной как MX. При создании этой тяжёлой МБР большое внимание уделялось именно её способности пережить внезапное советское ракетное нападение, направленное против ядерных сил ВС США. Было рассмотрено множество различных предложений по базированию MX, но в конечном итоге было решено развернуть 50 ракет MX в обычных шахтах от МБР «Минитмен», а ещё 50 — на специальных железнодорожных составах.

Каждый такой состав — обозначенный как «железнодорожный гарнизон с ракетами „Миротворец“» (англ. «Peacekeeper» Rail Garrison ) — должен был бы нести две тяжёлые МБР с 10 боевыми блоками индивидуального наведения каждый. Таким образом, предполагалось развернуть 25 составов, которые, будучи рассредоточенными по всей длине дорог железнодорожной сети США и постоянно меняя позицию, были бы практически неуязвимы для советского нападения.

В 1990 году прототипный поезд прошёл испытания, но к этому времени Холодная война уже завершилась, и в 1991 году вся программа была отменена. В настоящее время ВВС ВС США не планирует разработки новых подобных железнодорожных комплексов или новых тяжёлых МБР.

В СССР/России [ править | править код ]

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины [7] . В. Ф. Уткин, специалист по твердотопливной тематике, проектировал ракету-носитель. А. Ф. Уткин проектировал стартовый комплекс, а также вагоны для поезда-ракетоносца. По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара. Единственное в СССР место производства ракет для БЖРК — Павлоградский механический завод (ПО «Южмаш») [8] [9] .

Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчётная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?

Лётные испытания ракет 15Ж61 комплекса РТ-23 УТТХ производились в 1985—1987 гг. на космодроме «Плесецк» (НИИП-53), всего было произведено 32 пуска. Было осуществлено 18 выходов БЖРК по железным дорогам страны (пройдено более 400 тыс. километров). Испытания проводились в различных климатических зонах страны (от тундры до пустынь).

Каждый состав БЖРК принимал ракетный полк. В поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось более 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные — офицеры и прапорщики [8] .

Принятие на вооружение

Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года [10] , а к середине 1988 года было развернуто пять полков (4 в районе Костромы и 1 в Пермской области, всего 15 пусковых установок). Составы дислоцировались на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство рассредотачивались.

К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ:

В каждой из дивизий имелось управление и по четыре ракетных полка (всего в дивизии 4 состава БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

Читать еще:  Укрепление откосов дорог плитами

С 1991 года, после встречи лидеров СССР (Горбачёв) и Великобритании (Тэтчер), были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны [11] .

Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три рд (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003—2007 годов были утилизированы (уничтожены) все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа [7] .

В начале мая 2005 года, как официально объявил командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов, БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Командующий сообщил, что взамен БЖРК с 2006 года в войска начнёт поступать грунтовый подвижный ракетный комплекс «Тополь-М» [9] .

5 сентября 2009 года заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления использования боевых железнодорожных ракетных комплексов [12] .
В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил о возможном возрождении в российской армии комплексов БЖРК [7] .

23 апреля 2013 года заместитель министра обороны Ю. Борисов заявил о возобновлении Московским институтом теплотехники опытно-конструкторских работ по созданию железнодорожных ракетных комплексов нового поколения [13] [14] [15] . В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической основе в качестве ответной меры на программу «Мгновенного глобального удара США» — МИТ в начале 2014 года завершит работу над эскизным проектом БЖРК. Новый комплекс БЖРК, оснащённый МБР с разделяющейся головной частью, созданной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра. [16] [17] . Новая модель БЖРК получила название «Баргузин» [18] .

12 мая 2016 года, было объявлено о начале создания отдельных элементов БЖРК «Баргузин». [19]

2 декабря 2017 года было объявлено о прекращении работ над проектом. [20]

В КНДР [ править | править код ]

Боевые железнодорожные ракетные комплексы есть у КНДР. 15 сентября 2021 года с них были запущены две баллистические ракеты, которые пролетели около 800 км, достигая максимальной высоты в 60 км. Вероятно, это были модернизированные ракеты KN-23, созданные по типу ракет российского комплекса «Искандер». Для эксплуатации комплексов был сформирован железнодорожный ракетный полк [21] .

Преимущества и недостатки [ править | править код ]

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей. Договор СНВ-2 предусматривал снятие БЖРК с дежурства [22] .

Советский БЖРК с ракетой РТ-23 УТТХ обладал также следующими минусами:

  1. Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки. Тем не менее американцы долгое время не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой [8] .
  2. Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахтных пусковых установок), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестностях. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва [23] на вторую половину 1990 года был запланирован [24] крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» — имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила[23] (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100 тыс. шт.) [25] , вывезенных со складов Группы советских войск в Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров [24] ). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога — 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с использованием электромакета ракеты) [23] . То есть командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны. [24]

Сторонники использования БЖРК, среди которых инженер команды пуска на первых испытаниях БЖРК, начальник группы военных представителей Министерства обороны СССР на ПО «Южмаш» Сергей Ганусов, отмечают уникальные боевые характеристики изделий, которые уверенно преодолевали зоны противоракетной обороны. Платформа разведения, как подтвердили лётные испытания, доставляла боевые блоки цельной или суммарной массой 4 тонны на расстояние 11 000 км. Одного изделия, содержащего 10 боевых блоков мощностью 550 кТ каждый, хватало, чтобы поразить целое европейское государство. [8] В прессе отмечалась также высокая подвижность поездов, способных перемещаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции свыше 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км). [7]

Пустили под откос

На железной дороге в Дагестане был подорван грузовой состав. В результате взрыва с рельсов сошли почти полтора десятка вагонов, движение поездов по этому участку пришлось приостановить

Москва. 11 марта. INTERFAX.RU – В четверг вечером произошло очередное ЧП, связанное с железной дорогой — в Дагестане прогремел взрыв. Как сообщили агентству «Интерфакс-Юг» в пресс-службе МВД республики, сработало взрывное устройство, заложенное под полотном железной дороги на окраине Махачкалы в районе автотранспортного предприятия N2, недалеко от нефтебазы. По словам источника агентства, взрыв произошел в 21:20 – в это время по путям проходил грузовой поезд. К счастью, во время происшествия никто не пострадал, возгорания не было (правда, пожарные все же прибыли на место событий).

В свою очередь, в Махачкалинском отделении Северокавказской железной дороги агентству «Интерфакс-Юг» сообщили, что в результате взрыва сошли с рельсов 12 вагонов, образовалась воронка глубиной 30 и диаметром 50 сантиметров. «Частично сошел с рельсов электровоз и 12 вагонов. В настоящее время в район происшествия направляются два восстановительных поезда из Дербента и Махачкалы, предполагается, что уцелевшие вагоны будут перегнаны на станцию Тарки», — сказал собеседник агентства, добавив, что из-за ЧП было остановлено движение двух грузовых и двух пассажирских поездов, следовавших по маршрутам Баку-Тюмень и Тюмень-Баку. Мощность взрывного устройства устанавливается.

Позднее поступила информация о том, что с рельсов сошли не 12 вагонов, как сообщалось ранее, а 14. Тем временем, ремонтные бригады приступили к восстановлению поврежденного взрывом железнодорожного полотна. «Ремонтники приступили к работе после того, как участок дороги был обследован кинологами и взрывотехниками. Взрывных устройств не обнаружено. Предполагается, что движение будет восстановлено к 12:00», — сообщили «Интерфаксу» в пятницу в пресс-службе главного управления МЧС России по Дагестану.

Читать еще:  Откос от армии спина

Позднее стало известно, что движение поездов под Махачкалой возобновлено. «В 12.15 мск движение поездов на перегоне Махачкала — Порт — Тарки восстановлено по четному пути», — сообщили агентству «Интерфакс-Юг» в пресс-службе Северо-Кавказской железной дороги в пятницу, добавив, что в результате происшествия были задержаны примерно на 7 часов поезда №373 (Баку — Тюмень) и №374 (Тюмень — Баку), а также почти на 2 часа был задержан поезд №369 (Баку — Харьков). «В настоящее время эти поезда возобновили движение по маршрутам», — отметили в пресс-службе.

В свою очередь, представитель ГУ МЧС РФ по Дагестану уточнил агентству, что «поезда проходят по четному, не разрушенному взрывом пути, ремонтно-восстановительные работы на нечетной линии продолжаются».

По факту взрыва Следственным отделом линейного управления внутренних дел на транспорте Махачкалы возбуждено уголовное дело. «Дело возбуждено по статьям 205 (террористический акт) и 222 (незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ). В настоящее время проводятся первичные следственные мероприятия, идет сбор вещественных доказательств», -сообщили «Интерфаксу» в пятницу в дежурной части линейного управления.

Специалисты-взрывотехники установили тип и мощность взрывного устройства, сработавшего в четверг вечером под полотном железной дороги в Махачкале. «При прохождении товарного состава сработало самодельное взрывное устройство нажимного действия. Его мощность составляла около 2 кг в тротиловом эквиваленте. Найдены фрагменты пластиковой канистры, в которой была упакована взрывчатка», — , сообщили агентству «Интерфакс-Юг» в пресс-службе УФСБ России по Дагестану.

Напомним, что это уже далеко не первый случай подрыва железнодорожного полотна на этом участке. Так, 30 ноября 2009 г. на 2354 км перегона «Избербаш-Инчхи» Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги при следовании пассажирского поезда N374 «Тюмень-Баку» под проходящим локомотивом произошел взрыв. Как сообщили позднее эксперты, под первой колесной парой локомотива сработало взрывное устройство, эквивалентное приблизительно 300 г тротила. Находившиеся в составе поезда 8 вагонов не были повреждены, в результате происшествия никто не пострадал – лишь железнодорожное полотно получило незначительные повреждения.

Другой теракт произошел 2 июля 2009 г. на перегоне Манас-Тарки участка Дербент-Махачкала Северо-Кавказской железной дороги. Тогда в 00 часов 35 минут при прохождении ремонтного состава из 32 вагонов с ремонтной бригадой и техникой также сработало взрывное устройство. В результате взрыва были незначительно повреждены рельсы, никто не погиб и не пострадал.

ЧМ по хоккею 2021

На железной дороге в Дагестане был подорван грузовой состав. В результате взрыва с рельсов сошли почти полтора десятка вагонов, движение поездов по этому участку пришлось приостановить

Москва. 11 марта. INTERFAX.RU – В четверг вечером произошло очередное ЧП, связанное с железной дорогой — в Дагестане прогремел взрыв. Как сообщили агентству «Интерфакс-Юг» в пресс-службе МВД республики, сработало взрывное устройство, заложенное под полотном железной дороги на окраине Махачкалы в районе автотранспортного предприятия N2, недалеко от нефтебазы. По словам источника агентства, взрыв произошел в 21:20 – в это время по путям проходил грузовой поезд. К счастью, во время происшествия никто не пострадал, возгорания не было (правда, пожарные все же прибыли на место событий).

В свою очередь, в Махачкалинском отделении Северокавказской железной дороги агентству «Интерфакс-Юг» сообщили, что в результате взрыва сошли с рельсов 12 вагонов, образовалась воронка глубиной 30 и диаметром 50 сантиметров. «Частично сошел с рельсов электровоз и 12 вагонов. В настоящее время в район происшествия направляются два восстановительных поезда из Дербента и Махачкалы, предполагается, что уцелевшие вагоны будут перегнаны на станцию Тарки», — сказал собеседник агентства, добавив, что из-за ЧП было остановлено движение двух грузовых и двух пассажирских поездов, следовавших по маршрутам Баку-Тюмень и Тюмень-Баку. Мощность взрывного устройства устанавливается.

Позднее поступила информация о том, что с рельсов сошли не 12 вагонов, как сообщалось ранее, а 14. Тем временем, ремонтные бригады приступили к восстановлению поврежденного взрывом железнодорожного полотна. «Ремонтники приступили к работе после того, как участок дороги был обследован кинологами и взрывотехниками. Взрывных устройств не обнаружено. Предполагается, что движение будет восстановлено к 12:00», — сообщили «Интерфаксу» в пятницу в пресс-службе главного управления МЧС России по Дагестану.

Позднее стало известно, что движение поездов под Махачкалой возобновлено. «В 12.15 мск движение поездов на перегоне Махачкала — Порт — Тарки восстановлено по четному пути», — сообщили агентству «Интерфакс-Юг» в пресс-службе Северо-Кавказской железной дороги в пятницу, добавив, что в результате происшествия были задержаны примерно на 7 часов поезда №373 (Баку — Тюмень) и №374 (Тюмень — Баку), а также почти на 2 часа был задержан поезд №369 (Баку — Харьков). «В настоящее время эти поезда возобновили движение по маршрутам», — отметили в пресс-службе.

В свою очередь, представитель ГУ МЧС РФ по Дагестану уточнил агентству, что «поезда проходят по четному, не разрушенному взрывом пути, ремонтно-восстановительные работы на нечетной линии продолжаются».

По факту взрыва Следственным отделом линейного управления внутренних дел на транспорте Махачкалы возбуждено уголовное дело. «Дело возбуждено по статьям 205 (террористический акт) и 222 (незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ). В настоящее время проводятся первичные следственные мероприятия, идет сбор вещественных доказательств», -сообщили «Интерфаксу» в пятницу в дежурной части линейного управления.

Специалисты-взрывотехники установили тип и мощность взрывного устройства, сработавшего в четверг вечером под полотном железной дороги в Махачкале. «При прохождении товарного состава сработало самодельное взрывное устройство нажимного действия. Его мощность составляла около 2 кг в тротиловом эквиваленте. Найдены фрагменты пластиковой канистры, в которой была упакована взрывчатка», — , сообщили агентству «Интерфакс-Юг» в пресс-службе УФСБ России по Дагестану.

Напомним, что это уже далеко не первый случай подрыва железнодорожного полотна на этом участке. Так, 30 ноября 2009 г. на 2354 км перегона «Избербаш-Инчхи» Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги при следовании пассажирского поезда N374 «Тюмень-Баку» под проходящим локомотивом произошел взрыв. Как сообщили позднее эксперты, под первой колесной парой локомотива сработало взрывное устройство, эквивалентное приблизительно 300 г тротила. Находившиеся в составе поезда 8 вагонов не были повреждены, в результате происшествия никто не пострадал – лишь железнодорожное полотно получило незначительные повреждения.

Другой теракт произошел 2 июля 2009 г. на перегоне Манас-Тарки участка Дербент-Махачкала Северо-Кавказской железной дороги. Тогда в 00 часов 35 минут при прохождении ремонтного состава из 32 вагонов с ремонтной бригадой и техникой также сработало взрывное устройство. В результате взрыва были незначительно повреждены рельсы, никто не погиб и не пострадал.

Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли

Белорусские партизаны вовремя исправили ошибку благодаря лишь одному человеку

Диверсант союзного значения

Илья Григорьевич Старинов в 18 лет взял в руки оружие и пошел на защиту революции. После гражданской он по первой военной специальности, приобретенной под руководством полковника царской службы и красного комбрига, Василия Ивановича Солодухина, становится военспецом по «линии Д» партизанско-диверсионной службы РККА в секретной школе Кочегарова, в Киеве.

В 34 года назначен на самый ответственный участок обеспечения госбезопасности СССР того периода: в военную комендатуру Московского вокзала Ленинграда, куда после убийства товарища Кирова постоянно прибывали спецпоезда из столицы. В 36 лет он впервые применил свои боевые навыки на практике, пустив под откос эшелон с итальянскими летчиками и их штабом. А в 37 уничтожил состав марокканских солдат, «регуларес». Наработанный по «линии Д» и в испанской командировке опыт сделал капитана Старинова одним из лучших диверсантов СССР и мира. Илья Григорьевич это знал, со дня на день ожидал вызов в Москву на повышение. И вызов пришел.

Читать еще:  Расстояние от забора до откоса

Чем ближе к цезарю, тем сильнее страх

Пока Илья Старинов набирался опыта диверсионного дела в битвах при Сарагосе, Мадриде и Барселоне, товарищ Сталин в Кремле изучал схему фашистского мятежа испанских генералов. Полученное знание настолько впечатлило вождя, что он присмотрелся к своим собственным военным внимательнее. И советский народ узнал из газет и радиоточек страшное: легендарные герои гражданской войны, маршалы Красной армии, личные друзья товарища Сталина оказались предателями, готовившими фашистский мятеж в стране Советов. Во главе этих агентов Англии, Америки, Германии, Италии и Японии стоял маршал Тухачевский.

На защиту Родины мирового Октября встали органы НКВД и железный нарком, товарищ Ежов. Каналы связи заговорщиков тянулись в Испанию, где сразу после разоблачения Тухачевского, в Барселоне, вспыхнул троцкистско-фашистский мятеж. Его удалось подавить новому республиканскому правительству товарища Хуана Негрина, но НКВД пришлось отзывать советских добровольцев на Родину для проверки. Так что вызов в Москву для Ильи Григорьевича был совсем не на повышение.

Капитана Старинова «фильтровали» почти год, пока он занимал должность начальника учебного полигона НКПС. А всех его испанских однополчан, начиная с бригадного комиссара Христофора Интовича Салныня, которому Старинов, отбывая в Москву сдал дела, до и.о. начальника ГРУ РККА, старшего майора Семена Григорьевича Гнедина — расстреляли. Илью Григорьевича крепко хранил для будущего «большого дела» Бог Войны. Он избежал подозрений, но партия оказала ему высокое доверие, позволив доказать преданность делу Ленина-Сталина кровью.

От «белофинской» к «рельсовой» войне

Капитана Старинова с командной должности отправляют простым командиром диверсионно-заградительной группы в Ленинградский военный округ, на «белофинскую» войну. С началом Великой Отечественной он сражается на Западном и Юго-Западном фронтах. И лишь после уничтожения генералов Вайнекера и фон Брауна Старинов повышен до замначальника инженерных войск СССР. А в 42-м назначен заместителем начальника штаба партизанского движения, генерала Пономаренко.

Летом 1943 года, в преддверии Курской битвы, идеи Старинова, весь его опыт наконец оказался востребованным. Однако были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Илья Григорьевич, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты.

В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. 14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война», и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к её реализации. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 000 бойцов. Она проводилась на территории БССР, УССР и РСФСР.

Тактический просчет

В приказе 0042 от 14 июля 1943 года предписывалось уничтожать рельсы. Что-ж тут странного, если война рельсовая? Но дьявол крылся в мелочах. Штаб исходил из ошибочного убеждения, что немцы испытывают недостаток рельсов. Поэтому уничтожение полотна представлялось самым простым и доступным способом войны. Но разведка просчиталась: у противника был излишек рельсов. Немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый «мостик» и стали пропускать поезда по нему. Ведь при взрыве стандартной «шашки» выбивалось всего 25-40 см. пути.

«Рельсовая война» не давала желаемых результатов. Движение на железных дорогах врага было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа 1943. Очень неприятным сюрпризом стало то, что переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов. А это привело к обратному поставленным целям результату: пропускная способность железных дорог на территории врага только повысилась.

Звездный час Старинова — операция «Концерт»

На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатки. Этого было бы достаточно для того, чтобы пустить под откос 1500 поездов. Именно этот аргумент и предъявил Илья Старинов Пантелеймону Пономаренко ссылаясь на опыт в Испании. Хотя на месте это поняли и некоторые партизанские командиры. Поэтому начали сокращать подрывы рельсов, одновременно увеличивая число крушений составов.

Вторая стадия операции «Рельсовая война» планировалась уже под руководством Старинова и получила название «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 000 бойцов. Рельсовый «Концерт» начался 25 сентября. Он охватил практически весь западный фронт, за исключением Карелии и Крыма. Партизаны стремились обеспечить советским войскам условия для наступления на Киев. В Белоруссии они пустили под откос свыше тысячи поездов. Лишь к зиме сокрушительный удар с тыла по врагу был остановлен командованием: иссякли запасы взрывчатки. Но Киев был освобожден.

Партизанский аргумент

«Рельсовая война» на сегодня является первой и единственной партизанской стратегической операцией в масштабах нескольких фронтов. Ничего подобного не проводилось ни одной армией мира, ни на одной войне. Советский рекорд убедительнее еще и потому, что действия партизан не были разрозненными. Это было строго централизованная операция вертикального подчинения, аналогичная фронтовой, только в тылу врага. Невероятный успех был обеспечен даже не столько гением командования, сколько идеальной организацией дела.

Роль Ильи Старинова уникальна тем, что он оказался в нужное время, в нужном месте, с нужным количеством знаний и боевого опыта именно для такой операции. Похоже это и было именно то самое «большое дело», ради которого Бог Войны хранил Илью Григорьевича на Гражданской, в Испании, во время Большого террора, на «Белофинской» и, наконец Великой Отечественной. Парадоксально, что на фоне колоссальных успехов «Сталинских ударов» 1943-1944 годов роль «Рельсовой войны» хоть и вошла в школьные учебники, но несколько бледно. А об операции «Концерт» вообще мало, кто помнит.

Но эта стратегия была настолько нужной фронту, что в 1944 году ее применили вновь во время операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. Она тогда прошла без ошибок, разрушив тыл вермахта, не оставив врагу никакой надежды, вышвырнув оккупантов с территории в 25 000 квадратных километров за месяц. Ничем даже отдаленно напоминающем эти великие победы, союзники СССР похвастаться не могут. В сравнении с одной «Рельсовой войной» открытие Второго фронта выглядит боями местного значения.

  • Теги
  • Партизанское движение,
  • Белоруссия,
  • Россия,
  • Украина

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector